Специалисты отряда "Лидер" - одни из самых профессиональных в МЧС России. Их отправляют на спасение людей в самых трудных условиях. На этот раз им выпала очередная тяжелая задача - искать погибших на затонувшем в Волге теплоходе "Булгария". О том, как идут поиски, "лидеры" рассказали в эксклюзивном интервью "КП".
"ЧТОБЫ ДОСТАТЬ ЛЮДЕЙ, МЫ РЕЖЕМ РЕШЕТКИ"
- Нас сорвали из отпуска, - говорят спасатели "Лидера". - Но эта трагедия даже нас, привыкших, казалось бы, к горю, потрясла. Столько людей погибло! Столько детей...
- Вы прибыли на водохранилище в первый день трагедии. Когда погрузились в воду?
- Первое погружение у нас было часов в шесть утра. Первыми опустились водолазы из Татарстана, они достали пять человек. Потом к поискам приступили мы. Видимость там плохая. С хорошим фонариком видно на полметра в воде. Без фонаря - кромешная темень, как ночью.
- Правда, что большинство окон на корабле были выбиты?
- Мы сами их выбиваем. Потому что без этого не добраться до людей. Корабль лежит на боку.
- Первого погибшего где обнаружили?
- Это была женщина, ее мы увидели в коридоре у кают. Чтобы достать погибшую, нам пришлось вырезать железные решетки.
- Говорят, что якобы какие-то металлические двери в запасных ходах были заварены и поэтому люди не смогли спастись... Это так?
- Мы не обращаем внимания на закрытые двери. Мы ищем свободные ходы, куда можно зайти и вытащить человека. Если видим, что там, за решеткой, есть человек, то мы прутья срезаем. Если человека не видно, проходим мимо и ищем новые ходы.
"Многие надели жилеты, но не успели выбраться"
- Правда, что водолазы специально надевали спасательные жилеты на погибших, чтобы было легче их тела поднять на поверхность?
- На самом деле многие погибшие уже были в этих жилетах. Они успели их надеть, но не успели выбраться... Морально тяжелее всего вытаскивать детей и женщин. Их там очень много, процентов 80 погибших.
- Мужчины спаслись, потому что сильнее?
- Нет, скорее, кто успел, тот и выплыл. Корабль просто очень быстро ушел на дно - буквально в течение двух-трех минут. Кто был ближе к выходу, тот, видимо, и спасся. Люди пытались выбраться как могли: кто-то даже выбивал двери кают. Большинство пассажиров находились в ресторане, так как было обеденное время…
"ИЗ-ЗА ВОЛН КАЖДЫЙ СПАСАТЕЛЬ РИСКУЕТ ЖИЗНЬЮ"
- На какой глубине сейчас лежит корабль?
- Не больше двадцати метров. Снаружи судна нет погибших, они - внутри.
- На Саяно-Шушенской ГЭС, где два года назад "Лидер" искал жертв катастрофы, был серьезный риск для водолазов: из-за разлитого машинного масла ничего абсолютно не видно, да и арматура в любой момент могла в тело воткнуться. А в этот раз чем рискуете?
- Из-за волн теплоход на дне ходуном ходит! Если корабль вдруг сильно наклонится, то живым оттуда не каждый спасатель выйдет...
- Когда вы ищете людей на теплоходе, какие-то их личные вещи, документы вам попадаются?
- Вещей там много! Но у нас нет задачи искать какие-то чемоданы. Наша главная цель - извлечь всех утонувших. Но если мы достаем на поверхность человека с документами, то их откладывают отдельно, чтобы поскорее опознать погибшего.
- Жутко, наверное, там, на дне?
- В лица погибших стараемся не смотреть. Поэтому всегда утонувшего разворачиваем спиной. Кстати, одного мертвого мужчину вчера не успели вытащить. Он был в жилете. Не смог выбраться из-за того, что его прижало кроватью и тумбочкой…
Фото Анатолия ЖДАНОВА.
КСТАТИ
Капитана нашли на нижней палубе
Поздно вечером в понедельник водолазы нашли и подняли из воды тела капитана теплохода "Булгария" Александра Островского и его супруги.
- Их обнаружили во время разведки на основной палубе и в трюме, - рассказали корреспонденту "КП" водолазы, участвующие в поисках. - Тело капитана нашли на нижней палубе.
Двоих детей Островского на момент подписания номера не обнаружили. Эксперты говорят, что пока непонятно, что именно делал капитан корабля на нижней палубе, а не в капитанской рубке. Там, где нашли его тело, располагались бары и рестораны. Есть версия, что Александр просто отдыхал с семьей, поручив управление теплоходом помощнику.
- Это исключено, - заявил "КП" капитан другого речного судна. - С 12.00 до 16.00 днем и с 0.00 до 4.00 ночью - это вахта капитана, то есть время, когда он обязан быть на своем рабочем месте - в капитанской рубке (кораблекрушение произошло около двух часов дня. - Авт.). Возможно, он до последнего пытался спасти пассажиров с тонущего судна. А может, просто тело отнесло туда после случившегося.