Все без исключения катастрофы сопровождает таинственный феномен: обязательно находятся люди, избежавшие беды. Что их спасает?
Счастливое опоздание
Речь не идет о тех, кто спасся непосредственно. Это, конечно же, чудо. Но есть еще люди, которые выжили просто благодаря тому, что в катастрофе не участвовали. По какой-то причине не попали в нее. Хотя должны были. И трагедия с Ту-134, разбившимся под Петрозаводском, не исключение.
Например, злополучным рейсом должны были лететь программисты из Екатеринбурга. Но не полетели.
- У нас были билеты на рейс в Москву, - рассказывает Игорь Гольдберг. - Там предстояло почти сразу пересесть на эту самую «тушку», чтобы добраться до Петрозаводска. Но «стыковка» не получалась.
- Мы спросили, смогут ли задержать рейс минут на 15, - продолжает Игорь. - Нам вроде бы пообещали. Но в итоге отказали.
- Мы сдали билеты и разъехались по домам, - рассказывает Светлана Савинова. - Улетели утром в Питер. А когда включили мобильники, нашли целую кучу пропущенных вызовов. Ведь все друзья были уверены, что мы были в самолете, который разбился...
- Говорят, будто бы у людей в подобных ситуациях бывают какие-то видения, - удивляется девушка. - А у нас - ни у кого - ничего похожего...
15 процентов чуда
Людям, далеким от научных теорий, для объяснения феномена чудесного спасения достаточно религии. Кто верит в Бога, тот верит и в так называемых ангелов-хранителей. Вроде бы они есть у каждого человека. И не по одному.
А что думают материалисты? Они не уверены, что некие высшие силы не существуют.
- Ситуацию не прояснить, если рассматривать случаи чудесного спасения отдельно, - говорит Валерий Исаков, кандидат механико-математических наук и предводитель группы исследователей аномальных явлений. - Иное дело - оценить большой массив событий, тех, когда людям удавалось избежать катастроф с точки зрения математической статистики. Мы попытались это сделать.
Исаков с коллегами не первые, кому пришла мысль измерить степень вмешательства потустороннего мира в жизнь человека. Еще в 1958 году американский социолог Джеймс Стаунтон проанализировал более 200 железнодорожных крушений за предыдущие 30 лет. Оказалось, что поезда, закончившие свой путь трагически, в среднем были заполнены на 61 процент от максимально возможного числа пассажиров. В то время как в благополучные поездки отправлялось не менее 76 процентов.
Шокированный результатами, Стаунтон сделал вывод: загадочную разницу в 15 процентов можно объяснить лишь существованием высших сил. Именно они отводили беду от людей, просто не подпуская их к ней.
И еще 3 процента
Российские математики, по сути, продолжили исследования прошлого века, воспользовавшись еще и подсказкой Стивена Кинга - знаменитого американского писателя-мистика. Тот первым обратил внимание на авиацию.
После одной из авиакатастроф на маршруте Денвер - Бостон (США) Кинг позвонил в авиакомпанию, и ему сообщили, что 16 человек не полетели смертельным рейсом - сдали билеты. Еще трое опоздали. Обычно же, по статистике, от путешествий отказывались не более 10 человек, а опоздавшие и вовсе редкость.
- Нам не удалось получить необходимые сведения об отказах от путешествия у отечественных авиакомпаний, - говорит ученый. - Пришлось пользоваться западной статистикой. Но и она впечатлила. За последние 20 лет от рейсов, закончившихся катастрофами, отказывалось на 18 процентов больше пассажиров, чем от благополучных. Это не может быть простым совпадением.
Значит, ангелы-хранители существуют? Тогда почему люди все-таки гибнут в катастрофах? На этот вопрос у религии есть простой ответ: на все воля Божия.
- Стивен Кинг предложил почти материалистическую гипотезу. Мол, порой у людей пробуждается «система подсознательной сигнализации». Та, которая сначала была хорошо развита у наших предков и не позволяла попадать в лапы саблезубых тигров, а потом зачахла по ненадобности. Остатки этой системы иногда проявляются в виде интуиции, - считает Валерий Исаков.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Слуги Господа
Церковь давно разобралась в небесной бюрократии. И расположила ангелов по чинам. Их девять. Наиболее приближены к Всевышнему серафимы и херувимы. Ниже по рангу - престолы, господства, силы и власти. Наши ангелы-хранители, непосредственно работающие с людьми, расположены еще ниже - среди архангелов и просто ангелов.
По некоторым верованиям, на низшую ангельскую службу принимаются и души умерших. Но, возможно, они действуют самостоятельно. Ведь полно свидетельств о явлениях духов родственников, которые предупреждали о грядущих бедах.
КАК ЭТО БЫЛО
Диспетчер Сергей ШМАТКОВ: «Такой туман сегодня, что я даже вороне не разрешу посадку»
Такую фразу он произнес, уходя 21 июня на работу. А вечером случилась беда
Место падения Ту-134, который в ночь на 21 июня летел в Петрозаводск из Москвы и совершил жесткую посадку, не долетев до
аэропорта, уже почти расчистили. Тяжелые грузовики увозят шасси, части фюзеляжа, крылья... Вчера сюда целый день шли с цветами и свечами родственники погибших, прибывшие спецрейсом МЧС, и потрясенные горожане - в тихом Петрозаводске отродясь не было таких катастроф.
Список жертв авиакатастрофы под Петрозаводском увеличился до 45 человек. 9-летний Антон Терехин, которого вытащили из горящей «тушки», скончался в реанимации.
Один из офицеров объясняет, почему, по его мнению, выжили пассажиры, сидевшие недалеко друг от друга в левой части салона:
- Все они сидели у левого крыла. В момент посадки самолет ударился этим крылом о деревья, оно отлетело. Образовался проем, через который просто выпали люди. Они и выжили. Если бы крыло не отвалилось, не исключено, что люди и не успели бы выбраться.
Мы также искали подтверждение информации, что диспетчер Сергей Шматков не хотел сажать самолет, но пилот принял другое решение. В тот день к вечеру уже был густой туман. Отправляясь на смену, Сергей сказал родным: «Такой туман, вряд ли я посажу хоть один самолет сегодня. Даже вороне не разрешу посадку». Как в воду глядел...
Василий КРАКОВЦЕВ.