Для правительства прошлый год выдался поистине ударным в подготовке к Евро-2012. Активизировалось возведение стадионов, отелей, аэропортов, проложены сотни километров автобанов, которые соединяют украинские города с трассами ЕС. Эксперты в отрасли строительства называют такой темп реактивным: предыдущее правительство оставило сложное наследство, строительство начинали иногда лишь для галочки - чтобы отчитаться перед инспекторами УЕФА.
- Во Львове, например, стройку начали, даже не имея проектно-сметной документации. Они могли бы вообще ничего не строить - просто передать нам проект, тогда работать было бы значительно легче, - рассказывал в интервью «КП» вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников.
Нынешнее правительство рассматривает европейский чемпионат в качестве «локомотива» для инфраструктуры всей страны. На днях Николай Азаров расставил приоритеты.
- Я расцениваю подготовку к Евро-2012 прежде всего как возможность привести в порядок наши города, нашу инфраструктуру, - утверждает премьер. - Сейчас и мне, и всем основным участникам понятно, где сосредоточить усилия и на чем сосредоточить ресурсы.
Мы попробовали разобраться в том, чего удалось достичь Украине за последний год подготовки к Евро-2012.
Стадионы достроят вовремя
Когда в сентябре прошлого года в Украину прибыл исполнительный директор чемпионата Мартин Каллен, он был поражен темпами строительства.
- Два стадиона уже возведены, они полным ходом принимают матчи - речь о прекрасной арене в Донецке и качественном харьковском стадионе. Хороший прогресс и на столичном НСК «Олимпийский», - отметил гость. - В целом же Украина набрала пристойный темп подготовки, движется наравне с Польшей.
На холмах вокруг главной киевской арены уже начали укладывать газонную траву - стало быть, строительство «Олимпийского» близко к завершению. Прогрессирует и львовский стадион - в начале марта его снова посетила делегация из Европы. «Футбольный» чиновник Мартин Каллен отметил: темпами строительства доволен.
В Токио - без пересадок
Модернизировать аэропорты в городах, принимающих еврочемпионат (а фактически - строить новые), Украине приходится впервые за годы независимости. С задачей правительство справилось как нельзя лучше: нашло инвесторов, создало проекты и внимательно следило за их воплощением.
За весьма короткое время были построены терминалы в харьковском и киевском аэропортах. В Донецке к уже существующим взлетно-посадочным дорожкам прибавилась еще одна, способная принимать самые современные авиалайнеры.
- Наша задача такова: из любого украинского города-миллионника человек сможет добраться в любую точку земного шара, причем всего с одной пересадкой, - делится амбициозными планами Борис Колесников. - Вскоре из наших авиапортов можно будет летать в Сингапур, Токио, Куала-Лумпур.
Хостелы вместо дорогих отелей
Если строительство стадионов является прерогативой государства, возведение гостиниц и отелей - задача среднего бизнеса. Правительство сделало все от него зависящее, чтобы привлечь инвестиции в отельно-ресторанную отрасль: бизнесмены освобождаются от уплаты налогов на 10 лет, кроме того, получают компенсацию по кредиту, если хотят повысить класс своего отеля.
- Это все, что можно сделать в наших условиях, - признаются чиновники, связанные с футбольным чемпионатом. - И сегодня даже Киеву не хватает 4- и 5-звездочного жилья. Но еще есть время, чтобы наверстать - в данный момент рассматривают несколько больших проектов. В одном только Киеве к Евро-2012 строят 9 гостиниц на 1683 номера.
На самом деле все принимающие города уже перекрыли потребности УЕФА в жилье. В основном этого достигли за счет реконструкции общежитий. Стоимость суток проживания в таком хостеле будет стоить недорого - в пределах 20 евро.
«Окно в Европу» заменит автобан
Еще одно направление работы правительства - прокладка широких автобанов. В этой части Кабмину Азарова эксперты выставили твердое «хорошо». По словам гендиректора издательской группы «Наш продукт» Александра Драникова, проводившего исследование строительства дорог, журналисты Центра потребительских экспертиз его издательства проехали 4 тысячи километров автомобильных трасс - от западной до северо-восточной границы Украины. Причем акулы пера остались довольны увиденным.
Фото Михаила ЧЕРНИЧКИНА.
КСТАТИ
В УЕФА Колесникова называют супер-Борис
Когда в прошлом году генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино приезжал в Украину, он заявил: «Я преисполнен оптимизма! У нас были определенные тревоги относительно стадиона и аэропорта. Могу сказать, что стадион уже похож на стадион. Несколько месяцев назад это место напоминало больше идолов на острове Пасхи. Также я увидел чрезвычайный энтузиазм местных людей».
Инфантино тогда сказал, что теперь в УЕФА Бориса Колесникова называют не иначе как супер-Борис, ведь во многом именно благодаря менеджерским качествам вице-премьера Бориса Колесникова Украина за последний год сделала огромный шаг в подготовке к Евро-2012. И сегодня уже никто не сомневается, что чемпионат в Украине будет!