В военно-следственный отдел по Черняховскому гарнизону, что в Калининграде, пришел человек, прямо скажем, непризывного возраста.
- Вы к кому, гражданин? - грозно спросил следователь.
Мужчина по-военному доложил:
- Я - рядовой Виктор Афанасьев… Меня должны были искать… Я нашелся.
Следователь достал папку с делами, полистал ее и изумился:
- Где ж тебя носило 17 лет, рядовой Афанасьев?..
18-летнего Витьку из Ярославля призвали служить под Калининград в мае 1993 года. Он прислал домой несколько сухих весточек: мол, все у меня нормально. А в июле его мать Вера Васильевна получила письмо: «Ваш сын самовольно оставил часть». Ни прокуратура, ни милиция его не нашли.
Как оказалось, Виктора крепко избили сослуживцы-деды. Очнулся он в поле в ста километрах от части! Без всякой мысли о том, кто он и откуда. Только имя свое помнит. Ни денег, ни документов. Побрел куда глаза глядят.
Год жил в Калининграде с бомжами в подвале, питался по мусоркам. И однажды на Центральном рынке подошел к продавцу картошки:
- Помощники нужны?
- Странный он был какой-то, - вспоминает Лилия Молощенкова, та самая продавец с рынка. - Ничего не мог сказать про себя. Если бы вы видели его, у него вся голова в шрамах была! Били, видимо, его жестоко. Я его пожалела, устроила на рынок и приютила в своем доме. Виктор работал за троих. С моим сыном подружился, у них разница четыре года. И как-то так незаметно стал называть меня матерью.
О том, что парня разыскивают родственники, Лилия узнала случайно. Ее сын зашел на сайт программы «Жди меня» и нашел фото Виктора.
- Мы поехали в военно-следственный отдел по Черняховскому гарнизону, - рассказывает Лилия Ильинична. - Его часть, оказывается, давно расформирована. Виктора обследовали врачи, поставили диагноз - «амнезия». Именно поэтому все обвинения с него и сняли...
Как только сын пропал, его настоящая мать Вера Васильевна написала письмо в передачу «Жди меня». Все это время ждала. И через 17 лет ей позвонили:
- Нашли! Встречайте в эту субботу на вокзале.
Когда поезд остановился у перрона, у Веры Васильевны градом потекли слезы. Из-за них она не смогла даже разглядеть, кто выходит из вагона.
- Мама, вот он, - закричала старшая дочь Ирина. - Как похож на тебя, перепутать невозможно...
- Меня потрясло то, что сестру свою он узнал, а маму - нет. - Лилия рассказывает, а сама плачет. - Смотрит на нее и говорит мне: «А как же ты, мама?» Мне его будет очень не хватать. Я ведь так и жила с мыслью, что у меня два сына - Василий и вот этот добрый, отзывчивый Виктор.
Прошло три недели, как Виктор вернулся домой. Свое прошлое он так и не вспомнил. Не может свыкнуться с тем, что рядом с ним его настоящая мать и родная сестра. Сильно скучает по калининградской семье и ждет вторую маму в гости - она обещала в скором времени навестить приемного сына.
Фото автора.