ТРАГЕДИЯ, ПОТРЯСШАЯ СТРАНУ
Трагедия в кубанской станице Кущевская потрясла Россию: в одном из домов местные бандиты убили сразу 12 человек, среди них - четверо детей («КП» от 9 ноября и сайт kp.ua). Когда за дело взялись московские следователи, выяснилось, что преступная банда местного бизнесмена Сергея Цапки держала в страхе всю станицу несколько лет. Мама главаря, Надежда Алексеевна, владеет самой крупной агрофирмой в районе, а сынок с дружками обеспечивали ей «благоприятные условия ведения бизнеса».
Массового убийства можно было бы избежать, если бы местные милиционеры не были подкуплены бандой Цапки. Ведь за десять дней до убийства на агрофирму «Артекс-Агро», которой руководит мать лидера ОПГ, приезжала милиция из Ростова. Они ехали освобождать граждан Украины, оказавшихся в рабстве у хозяев фермы. Направили правоохранителей туда после официального обращения и.о. генконсула Украины в Ростове.
И ведь освободили. Более того: опера собрали первичные доказательства, потерпевшие написали заявления. Еще немного - и вокруг «Артекс-Агро» закрутился бы такой скандал! - что, вполне вероятно, кровавой расправы можно было избежать. Только этого не произошло: в возбуждении уголовного дела местные чины МВД отказали.
«Комсомолке» стало известно, как разворачивались события.
...сын Сергей запугивал рабов...
ВОСПИТАНИЕ ТУМАКАМИ
Шум поднялся, когда в Генкосульство обратились две гражданки Украины, сумевшие сбежать из барака, где их и еще 13 человек содержали надсмотрщики, выводившие их на поля. 29-летняя Светлана Борка и 32-летняя Зита Вайс едва ли не пешком проделали 70-километровый путь до Ростова, чтобы рассказать обо всех ужасах, которые им довелось пережить.
- Поработать на Кубани Свете, которая жила в Закарпатье, предложила одна женщина, тоже уроженка тамошних мест, - рассказала «Комсомолке» подруга Светланы Борки Марина. - Это было в апреле. Она сказала Свете, что за труд на полях ей будут платить по 300 долларов в месяц. И та согласилась: все-таки хорошие деньги.
В хутор Павловский, где и располагается агрофирма Цапков, Свету привезли 26 апреля. Вместе с ней там оказались еще полтора десятка человек - таких же, как она, граждан Украины, приехавших в Россию на сезонные заработки. У всех сразу забрали паспорта - мол, оформлять временную регистрацию.
- Их поместили в барак, заставляли работать на полях с раннего утра до позднего вечера, кормили из рук вон плохо, - говорит Марина. - У Светы начал болеть желудок, но охранников, которые были приставлены к ним, это не останавливало, ее били. Остальных тоже. Одного парня по имени Федя, когда он сказал, что не может работать, потому что сильно болен, отметелили ломом. Мыться водили в русскую баню, но редко.
...а мама считала прибыли.
Светлана вместе с еще одной соотечественницей, Зитой Вайс, несколько раз пытались бежать - тщетно. Их ловили и снова сажали под замок, проведя перед этим «воспитание». Однажды ночью Зита выбралась через окно, открыла запертую снаружи на засов дверь, и пленницы убежали.
- Когда мы увиделись в Ростове, на нее было страшно смотреть: сама изможденная, худая, больная, а руки - все в ранах, - вспоминает подруга.
Девушки и рады бы были все забыть и рвануть обратно в Украину, но не было паспортов. Они отправились в консульство.
26 октября в Кущевскую выехала оперативная группа. Паспорта украинцев нашли, они даже написали заявления в милицию. Только вскоре, как стало известно «КП», часть заявителей «неожиданно» от своих слов отказалась - будто и не было нескольких месяцев страданий и мытарств.
ЗВОНОК РОДИТЕЛЯМ
Мама украинки, сбежавшей с фермы Цапков: «Помогите мне найти дочь!»
О том, что ее дочь Зита Вайс стала рабыней, жительница закарпатского села Кобылецкая Поляна узнала от корреспондентов «КП».
Отправиться на заработки в Краснодарский край Зиту Вайс заставила нужда - надо было поднимать на ноги четверых детей, а младшему ребенку не исполнилось и трех лет. Мужа нет. В селе работы никакой… Впрочем, в Закарпатье ситуация Зиты - привычное явление. В здешних селах в каждой хате кто-то работает за границей. Эта доля выпала и Зите - родители уже старенькие. В последнее время они жили в коммунальной квартире. Когда Зита решила поехать на Кубань, то малышей оставила маме. И исчезла.
Услышав, что у журналистов «Комсомолки» есть вести о дочери, Елена Михайловна Вайс буквально примчалась в сельсовет. Захлебываясь слезами, она едва могла говорить по телефону.
- Зита уехала с людьми из нашего села - Кобылецкой Поляны, - рассказывает Елена Михайловна. - В последний раз я слышала ее в мае. Больше не было ни одной весточки - ни письма, ни звонка. Позже я узнала от других людей, что на Кубани она познакомилась со Светланой Боркой из села Солотвино. Им не нравились условия работы на той ферме, и вместе подруги сбежали. Ночью, пока никто их не видел...
Скорее всего, сбежав от одних жестоких хозяев, девушки подались на заработки к Цапкам. Но и там остались без денег, паспортов и свободы.
- Если бы мне знать, жива ли Зита, - плачет Елена Михайловна. - Что с ней все в порядке... Ее дети ждут - плачут каждую ночь. Она ведь никому ничего плохого не сделала. Помогите мне найти дочь!
Разыскать родных второй сбежавшей из фермы девушки - Светланы - пока не удалось. Но, вероятнее всего, она, как и Зита, домой не вернулась.