Замечания президента касаются 11 статей из 300
- Ирина Анатольевна, на этой неделе президент ветировал Налоговый кодекс. На ваш взгляд, что стоит за решением Виктора Януковича?
- Глава государства, получив конечный продукт из Верховной Рады, посмотрел на него и понял, что он не то что несовершенен, но и в каких-то вопросах даже опасен. Президент внимательно изучил вердикт экспертов и принял решение ветировать документ. После чего Администрация президента подготовила все необходимые замечания для рассмотрения в Верховной Раде.
- Означает ли вето президента победу Майдана? По крайней мере это было одно из основных требований предпринимателей.
- Давайте разделять эти два понятия. Майдан - это Майдан, а решение президента - это решение президента. Майдан хорош тем, что лишний раз показывает, что у нас демократическое и правовое государство. Каждый гражданин может самостоятельно или в составе каких-то объединений, письменно или устно, путем прямых обращений или выхода на митинги и акций протеста выражать свою позицию. Власть в лице Кабмина и Администрации президента отреагировала на мнение людей, вступила в переговорный процесс. Но к решению президента Майдан не имеет никакого отношения. Президент в любом случае ветировал бы этот документ, даже если на улице не было бы ни одного человека. В работе над таким масштабным документом просто необходимо пройти несколько стадий контроля, чтобы минимизировать количество недостатков.
- На доработку кодекса Администрации президента и правительству было отведено всего два дня. Реально ли за такой короткий срок детально «проработать» 300 статей?
- Два дня отводилось, когда официально подписанный спикером документ попал в стены Администрации президента. Реально же все проблемы были известны уже неделю назад, когда начались переговоры Администрации президента с предпринимателями.
В итоге замечания президента касаются всего 11 из 300 статей НК, это не слишком большой объем, чтобы затягивать с изменениями. Главное противоречие вызвали положения, которые де-факто предусматривают априорную вину налогоплательщиков в споре с налоговой инспекцией. Кроме того, президент нашел недопустимым право налоговой администрации без решения суда арестовывать имущество налогоплательщиков и проводить повторные проверки. Также в пересмотре нуждались нормы об ограничении видов деятельности предпринимателей, работающих на упрощенной системе; фактический запрет использования упрощенной системы юридическими лицами; запрет отнесения на расходы юридических лиц товаров и услуг, которые они получают от «упрощенцев».
Смысла закрывать предприятия просто нет
- Один из пунктов, который раскритиковал президент, - это усиление функций налоговой администрации…
- Такое усиление было бы правильным, если бы у нас не было такого высокого уровня коррупции. Ведь как можно контролировать наполнение казны, если у нас действует коррупционная машина, которая предоставляет возможность уклоняться от уплаты налогов? Поэтому нужно не только контролировать бизнес, но и налоговые органы. Иначе бизнес не сможет развиваться.
- Ужесточение условий для «упрощенцев» может привести к тому, что многие предприниматели свернут свой бизнес. Уже закрываются фирмы в некоторых регионах…
- Если говорить объективно, с тем объемом видов деятельности, которые возвратятся, смысла закрывать предприятия просто нет. Ведь нижняя планка дохода, при котором можно работать без кассового аппарата, практически не изменяется - до 500 тысяч гривен. Кроме того, будет введен первое время мораторий на проверки и на отчетности, пока все не освоят новую систему. Так что паника, на мой взгляд, неуместна. По-моему, сейчас превалирует не здравый смысл, а эмоции.
- Но эксперты говорят, что бизнесу потребуется минимум полгода для адаптации к Налоговому кодексу, а этого времени у предпринимателей не будет…
- Мы даем бизнесу на адаптацию не полгода, а год! За это время они должны научиться правильно вести документооборот. И даже если будет приходить проверка, которая найдет ошибки в бухгалтерии, максимальный штраф в первый год будет всего 1 гривна. Кроме того, при Администрации президента будет работать постоянно действующая мониторинговая группа, которая сможет вылавливать все негативные моменты в налогообложении, отрабатывать их, проводить анализ и вносить поправки. Особенно будут следить за повторяющимися, несанкционированными проверками налоговой, которые принуждают предпринимателей платить непомерные нелегальные поборы. Это все будет отслеживаться. Если какие-то моменты в Налоговом кодексе были упущены или вообще выпали из поля зрения, будем их менять. Так что мы, наоборот, пытаемся не ограничить развитие бизнеса, а создаем предпринимателям «шоколадные» условия!
|
Недовольные будут всегда
- Смогут ли предприниматели в конечном итоге смириться с окончательным вариантом Налогового кодекса? Удастся ли власти и бизнесу прийти к компромиссу?
- Думаю, среди предпринимателей все равно останутся недовольные, потому что одни требуют вернуть все как было. Другие - хотят отставок правительства и Верховной Рады. Выполнить все требования невозможно.
Но основные требования мы учли. К примеру, изменится максимальная сумма оборота, при которой можно выходить на единый налог, но отказаться от кассовых аппаратов для верхней границы мы не можем. Кое-кому это будет не по вкусу. Какие-то виды деятельности из списка единого налога уберут - это тоже вызовет недовольство.
Перечислять можно долго, но я уверена, что в целом у нас получится серьезный и правильный документ.
Фото УНИАН.