Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Экс-председатель Фонда госимущества Валентина СЕМЕНЮК-САМСОНЕНКО: «У меня есть список людей, которые обкрадывали государство»

Экс-председатель Фонда госимущества Валентина СЕМЕНЮК-САМСОНЕНКО: «У меня есть список людей, которые обкрадывали государство»
Фото: Валентина Семенюк-Самсоненко: - У нас сегодня единственная государственная институция - Фонд госимущества - не имеет своего закона, потому что выгодно держать руководителя в подвешенном состоянии.

В эксклюзивном интервью «КП» Валентина Семенюк-Самсоненко рассказала о том, почему ФГИ часто принимает решения, противоречащие государственным интересам. 

НОВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФГИ КОММУНИСТЫ ДЕРЖАТ НА КРЮЧКЕ

- Валентина Петровна, с 2008 года вас перестали показывать по ТВ. Как считаете, почему пропал интерес? 

- Во-первых, на телевидение у меня нет денег. А во-вторых, все делается для того, чтобы я не попадала ни в одну программу, не говорила правду. Мне ведь даже не дали отчитаться в Верховной Раде перед отставкой…

- Кстати, как так получилось? Ваше выступление - обязательная формальность…

- Я вообще за четыре года работы в Фонде госимущества ни разу не отчиталась в парламенте. Там боялись моей информации! Потому что покупали объекты - и  «забывали» за них платить. Брали кредиты под гарантии правительства - их общая сумма сейчас составляет 10,7 миллиарда долларов - и не возвращали. Сегодня их бизнес развивается, а народ со своих налогов за их долги платит. У меня есть список причастных ко всему этому людей. 

- Складывается впечатление, что за время работы в ФГИУ вы успели насолить всем - и «оранжевым», и «бело-голубым». А кто стал инициатором вашей отставки? Юлия Тимошенко? Партия регионов?

- Инициатором моей отставки стала фракция коммунистов. Компартия очень хотела назначить на должность председателя ФГИ своего человека. Что, собственно, и было сделано.

- Но Александр Рябченко, нынешний председатель ФГИ, - беспартийный…

- Это нормальная практика КПУ. Они никогда не направляют на руководящие должности коммунистов, отдают их людям со стороны, чаще всего - беспартийным. И крепко держат их на крючке. В этом смысле я Рябченко не завидую. Мы как-то встретились - он как раз принимал дела. Я ему тогда рассказала, как видела свою миссию на этой должности: просто сохранить Фонд и имущество народа. И его миссия, говорила я, точно такая же - не отдать архив, не уничтожить его. Я, когда начала работать во ФГИ, впервые за все годы независимости провела инвентаризацию имущества. Там был такой бардак! Не было даже элементарного - электронного документооборота.  

КПУ ОТПРАВИЛА МЕНЯ В ОТСТАВКУ, ПОТОМУ ЧТО Я НЕ ОТДАЛА «ТУРБОАТОМ»

- Мне всегда казалось, что позиция коммунистов и социалистов во многом схожа. Но наблюдая за действиями Александра Рябченко на его нынешней должности, складывается впечатление в его предубежденности. Как-то не вяжется это с декларациями, которые делались Петром Симоненко и другими лидерами КПУ…

- Я всегда говорила, что проще всего поставить палатку возле памятника Ленину, охранять его, потому что памятник есть не хочет, ни тепла, ни холода не боится, ни зарплаты, ни пенсии, ни больничного ему не нужно. И пиаришься, и врагов не наживаешь. Мы, социалисты, в открытую пошли во власть. Вы представляете, чего мне стоило уйти с должности председателя специальной контрольной комиссии ВР в Фонд госимущества? Но я пошла!

А знаете, почему на самом деле именно коммунисты отправили меня в отставку? Потому что я не отдала «Турбоатом» и энергетику одному из спонсоров отдельных руководителей КПУ. Можно поднять материалы Специальной контрольной комиссии, где сегодня председатель - коммунист Евгений Мармазов. Именно в 2008 году ФГИ проверил «Криворожсталь» - было зафиксировано невыполнение инвестобязательств. Там не выделяются деньги для техники безопасности рабочих, не проведена реконструкция, сокращены социальные обязательства, не строится жилье, сокращено медицинское обслуживание, прекращено питание рабочих и многое другое. Именно Спецкомиссия ВР, возглавляемая коммунистом, стала защищать владельцев «Криворожстали». Она же стала инициатором моей отставки. Но самое главное - сотрудники ФГИ, которые проверяли невыполнение инвестобязательств, сегодня уволены с работы.

- Вы хотите сказать, что Компартия лоббирует интересы крупного российского капитала?

- Не только российского. Но нужно разделить руководство КПУ и рядовых коммунистов. Поэтому я уважаю всех рядовых коммунистов - они не знают, что делают отдельные носители партбилетов при депутатских мандатах.  

«НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО НА РЯБЧЕНКО ДАВЯТ ИЛИ ЕГО ШАНТАЖИРУЮТ»

- В мае нынешнего года Александр Рябченко, который только вникал в дела ФГИ, заявил, что не планирует приватизацию авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Объяснил это тем, что «МАУ» - закрытое акционерное общество, и в его уставе записано, что акционеры компании имеют приоритетное право на выкуп акций, находящихся в управлении ФГИ. А это не в интересах государства. Но сейчас известно, что «МАУ» перерегистрировалось из ЗАО  в «Частное акционерное общество» и готовится к приватизации. Причем пункт о приоритетном праве нынешних акционеров на выкуп акций в уставе компании остался. Это, по-вашему, тоже лоббизм Компартии?

- Да. Я бы не хотела обижать Рябченко и не исключаю, что на него оказывают давление или его шантажируют.

- Как можно давить на председателя ФГИУ?

- А как на меня давили? Сняли с работы, не дали последнего слова сказать…

- А как еще?   

- Могут уничтожить семью. В моем случае сделали именно так. После моего увольнения сразу же два зятя и дочка вылетели с работы, и сейчас мой зять, имея два высших образования, зарабатывает как частный предприниматель…

К моей маме домой влетели автоматчики в масках. Начали обыск. Заявили, что она занимается торговлей крадеными машинами. А когда у мамы чуть инсульт не случился, извинились. Объяснили, что зашли не в тот дом. Это было два месяца назад.

Я уже не говорю, что у меня арестовали квартиру, автомобиль. Я, депутат четырех созывов, прихожу домой, а мне объясняют, что все имущество арестовано. Мол, идите ночуйте на улице. Любая принципиальная позиция на этой должности может закончиться очень страшно, поверьте.

- Понятно, что у отдельных политиков могут быть собственные интересы. Но почему же государство не защищает ФГИ? Фонд ведь является важнейшим источником доходов бюджета? 

- А все упирается именно в интересы отдельных политиков. У нас сегодня единственная государственная институция - Фонд госимущества - не имеет своего закона. Почему? Потому что выгодно держать руководителя в подвешенном состоянии, выгодно держать незащищенных сотрудников. Тогда они будут делать то, что им говорят.

В 2006 году, когда была коалиция коммунистов, социалистов и регионалов, хотели ведь принять закон «О Фонде госимущества». Но ни коммунисты, ни регионалы не проголосовали. И сегодня не принимают закон о Фонде, не исполняют указ президента №200. Но я уважаю Виктора Януковича за то, что, несмотря на все давление, которое на него идет, он этот указ не отменил. Хотя знаю также, что уже много раз его просили об этом, и представляю, насколько это соблазнительно. Может, он и ситуацию с ФГИ с мертвой точки сдвинет? 

Фото Максима ЛЮКОВА.

В ТЕМУ

ФГИ провалил план поступлений в бюджет

Невыполнение плана поступлений от приватизации в бюджет стало недоброй традицией для руководителей ФГИ. Похоже, нынешний глава Фонда А. Рябченко не  станет исключением - по состоянию на 20 ноября годовой план выполнен на 8,2 процента.

Как отмечают эксперты, причины неудач лежат на поверхности - действия руководства ФГИ не направлены на максимизацию поступлений в госбюджет средств от разгосударствления. Вспомним «Лугансктепловоз», когда одного претендента отсекли от участия в конкурсе поздним вечером накануне торгов (чтобы тот в судебном порядке не успел оспорить действия ФГИ). Схожая ситуация и с продажей государственного пакета акций компании «Международных авиалиний Украины» («МАУ»), которая запланирована на декабрь. По загадочному стечению обстоятельств за два дня до принятия решения о приватизации принимается новый устав, в котором находит место пункт о приоритетном праве действующих акционеров на выкуп акций «МАУ». 

С учетом того, что из акционеров авиакомпании вышли «Австрийские авиалинии» и завершается процесс выхода ЕБРР, единственным претендентом на госпакет акций «МАУ» остается компания Capital Investment Projects, бенефициаром которой является бизнесмен Арон Майберг. 

Фонд мог бы воспротивиться внесению в устав «МАУ» пункта, который фактически делает невозможным проведение честного и открытого конкурса. Но не пожелал этого сделать. Не похоже это на халатность или недосмотр. Тут попахивает более неприятными вещами. А в проигрыше оказывается и без того дырявый государственный бюджет: понятно, что при наличии одного покупателя именно он, покупатель (читай - Майберг), и будет диктовать свои условия продавцу (читай - государству). Похоже, ФГИ изначально создает невыгодные для государства условия продажи флагмана отечественной отрасли авиаперевозок.