Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Один из лучших театров России закрывают из-за долгов

Один из лучших театров России закрывают из-за долгов
Фото: Спектакль "Женитьба", с которым театр "У моста" взял несколько гран-при на различных фестивалях.

 Закрыть один из лучших театров страны обещают за невыплату долгов по гонорарам. Российское Авторское агентство обратилось в прокуратуру Ленинского района Перми с иском. Основание – задержка авторских гонораров за постановку спектаклей.

Два миллиона рублей театр задолжал за последние два года. Театральное руководство признает, что просто не в состоянии оплатить долги, несмотря на более чем напряженный график работы и постоянные аншлаги.
 
Слишком много денег уходит на бытовые расходы и постоянный ремонт аварийного здания. А помощи от властей никакой. В результате, со дня на день по решению прокуратуры будут заморожены все счета театра, после чего «гордость нации», как не раз называли театр чиновники от культуры, прекратит свое существование сам собой.

Тяжела ты, «шапка Мономаха» второго сорта!
 
- Сложно соответствовать званию «лучшего драмтеатра области», будучи официально театром второй категории! – говорит художественный руководитель театра, режиссер Сергей Федотов. – Категория определяет размеры финансирования. У первой - в полтора раза больше, чем у второй. И по всем показателям – количество спектаклей в месяц, количество проданных билетов и прочие заслуги – мы ее заслуживаем! Ведь мы играем по четыре спектакля в день на двух сценах, причем всегда с аншлагом. Мы зарабатываем два миллиона в месяц, у театра в год около 70 тысяч зрителей.
 
Сцена из спектакля "Калека с Инишмана".

 
Перечень наших заслуг занимает несколько страниц: 89 фестивалей, большая половина из которых – зарубежные. Причем каждый второй заканчивался дипломом лауреата или Гран-при. Мы – единственный в Пермской области театр, взявший «Золотую маску», а в этом году завоевавший «Золотого витязя». И при этом мы остаемся второй категорией, театром «второго сорта»!
 
А наши соседи, например Пермский ТЮЗ и Пермский театр драмы, несмотря на то, что не имеют таких заслуг – первая категория. И дело даже не в справедливости, а в банальной нехватке денег даже на оплату коммуналки и ремонт здания. Из бюджета нам оплачивают только зарплаты. Нам же никто не помогает, хотя мы регулярно обращаемся и в комитет по культуре и в областное министерство культуры. Писали мэру Перми и губернатору края. В ответ тишина.
 
Городские власти считают обвинение в отсутствии помощи поклепом. И администрация Перми даже опубликовала официальный ответ руководству театра:
 
- В 2001–2010 годах театру «У Моста» выделено более 90 миллионов рублей бюджетных средств (в 2009 году бюджет театра составлял 15 миллионов рублей, в 2010 году – 16,8 миллионов рублей). На капитальный и текущие ремонты здания театра направлено более 15 миллионов рублей.
 
На приобретение сценического оборудования в 2009 году выделено 300 тысяч рублей, в 2010 – около полумиллиона рублей. Только в 2009 году театр официально участвовал в восьми фестивалях, в том числе за рубежом в пяти фестивалях. Оплата осуществлена из бюджета (выделено 251 тысяча рублей) и средств театра от продажи билетов, в том числе на фестивалях.
 
Худрук Федотов возмущается:
 
- Все ложь! Откуда эти цифры, понятия не имею. Суммы, якобы выделенные на сценическое оборудование, завышены. Никаких 300 тысяч не было вообще, а в 2010-м дали около 150 тысяч, но никак не полмиллиона, можем подтвердить документально. Единственный фестиваль, поездку на который нам оплатили, – «Золотая маска» в 2004 году. Остальное - за свой счет. О каких 15-ти миллионах на ремонт здания может идти речь, если с 2004 года нас пытаются просто выжить оттуда?! Сначала издали указ о том, чтобы мы освободили помещение, так как оно не соответствует нормам безопасности. Здание действительно очень старое, и мы бы с радостью переехали, если бы что-то предложили взамен. Но нам ничего не предлагали. Указ предполагал, что театр просто будет распущен. Естественно, на это мы пойти не могли. Потом нас закрыли пожарные, - во время повсеместных проверок из-за сгоревшей «Хромой лошади». Выдали целый список предписаний: то заменить, это отремонтировать. Мы умоляли власти помочь нам, но не получили ни копейки. Все сделали за свой счет, а это стоило больше миллиона! И сейчас продолжаем ежемесячно вкладываться в ремонт. А 15 миллионов, о которых говорит администрация – это ложь, которая не подтверждена ничем. А у нас на все есть документы.
 
Старинное здание театра, на ремонт которого, по словам руководства театра, не выделяют ни копейки, а по словам администрации города выделили аж 15 миллионов.

 
В общем, война идет не на жизнь, а на смерть. И мне кажется, пора в эту войну вмешаться кому-то свыше. Проверить цифры, факты. А то ведь силы-то неравные. Так и до беды недалеко. Суд по задолженностям РАО – дело серьезное. И непонятно, кого в нем винить. Городская администрация считает, что этот долг – целиком и полностью вина нерачительного театрального руководства. А те, в свою очередь, кивают на власти, - мол, мало того, что помощи никакой, так еще за три года театр два раза из муниципального в федеральное подчинение перекидывали. А это - каждый раз новый пакет документов, новые правила. Как тут рассчитаешь?
 
И вроде дело-то несложное. Раз уж театр – «гордость области», помогли бы выплатить долг во имя искусства. А потом организовали бы комиссию, проверили бы, что и куда тратится. Но почему-то не идут власти на мировую, хотя дело пахнет уже закрытием театра.
 
Загнанная двойными стандартами «лошадь»
 
Загнанных лошадей, как известно, пристреливают. Но случается это только в условиях диких прерий, у плохих наездников или в условиях ЧП. На цивилизованном ипподроме, при грамотном обращении загнанных лошадей не бывает. Господа министры культуры всех рангов, это я к тому, что если «У моста» закроют за долги, то виноват в этом будет не театр, а вы – плохие «наездники». У вас двойные стандарты.
 
С одной стороны, мы поем заслуженному театру дифирамбы про «гордость России» и хвастаемся им перед Европой, с другой – записываем его во вторую категорию, чтобы не требовал слишком многого. С одной – твердим мантру, что мы «униженные и оскорбленные, зато высокодуховно-культурные», с другой – на этих самых «духовности» и «культуре» экономим так, что один из лучших театров страны закрывается из-за долгов. Бесит вранье! Причем вранье самим себе.
 
Я понимаю, в стране рыночные отношения, большинству не до искусства – с нефтью бы разобраться, и театры находятся на положении бабушек-пенсионерок: «Умерла, так умерла». Но тогда давайте не будем врать про «духовность нации» и выкручиваться, отчитываясь про «финансирование в полном объеме»!
 
Так честно и скажем: «Мы не в силах содержать театры международного уровня. Могут – пусть выживают сами, не могут – пусть закрываются». Правда, тогда театр «У моста» и иже с ним с воплями и стенаниями быстро погибнут, ведущие мастера разъедутся по заграницам, а просвещенная Европа очередной раз с удовольствием покажет на нас пальцем. И мы, теперь уже по праву, будем называться «деградировавшей страной дикарей».
 
А если нет, тогда наоборот, давайте вспомним, что талантам нужно помогать и поддержим эту самую «бесценную русскую классическую культуру», которая задыхается в заведомо проигрышной конкуренции с массовой культурой телесериалов. Давайте повысим категорию театру, давно заслужившему звание «первого сорта».
 
Внимательно изучим ситуацию, при которой накопился долг. Если есть виноватые – накажем, а если дело в нехватке денег на самое необходимое – поддержим и поможем.
 
В любом случае, давайте спасем российский театр международного уровня от гибели!