Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Правозащитники выступили в поддержку Диденко и Макаренко

Правозащитники выступили в поддержку Диденко и Макаренко
Фото: На днях Киевский апелляционный суд продлил срок пребывания Анатолия Макаренко (слева) и Игоря Диденко (справа) в Лукьяновском СИЗО до начала ноября.

СОДЕРЖАНИЕ В СИЗО ПРИРАВНЯЛИ К ПЫТКЕ

Правозащитники и лидеры общественных организаций выступили против нечеловеческих условий содержания заключенных в следственных изоляторах. Большая часть зданий украинских СИЗО была построена еще в XVII-XIX веках - за годы независимости государство не создало ни одного нового изолятора, а только эксплуатировало существующие, причем практически не реконструируя их.

- Во время недавней проверки международными организациями в здании Лукьяновского СИЗО было сделано более 170 замечаний, нашли нарушения предписаний, противоречащих международным правилам содержания заключенных, - утверждает известный правозащитник Эдуард Багиров. - Не соблюдаются элементарные бытовые условия. Следственный изолятор - это не просто некомфортное для проживания место, там в принципе неприятно находиться. Говорят, что заключенных бьют, пытают в СИЗО. Пыткой является само пребывание в стенах изолятора.

При этом, по словам правозащитников, украинские суды сегодня удовлетворяют четыре из пяти представлений прокуратуры о мере пресечения для подозреваемых в виде взятия под стражу. Хотя около половины подозреваемых наказания не заслуживают.

Как отметила координатор программ правозащитной организации «Дом свободы Украина» юрист Татьяна Яблонская, в странах Европы людей, которых подозревают в совершении нетяжелых преступлений, вообще не помещают за решетку.

- В течение 72 часов с момента задержания обвиняемого суд может выбрать для него предупредительные меры - кроме содержания под стражей это и взятие на поруки известным человеком или целым коллективом, и подписка про невыезд, - объясняет Багиров.

В качестве примера правозащитники приводят недавний случай с арестом чиновников из правительства Тимошенко - бывшего первого зампреда «Нафтогаза» Игоря Диденко и экс-председателя таможенной службы Анатолия Макаренко по обвинению в незаконной растаможке газа (так называемое дело «РосУкрЭнерго»). По словам Багирова, в их отношении как нельзя лучше подошли бы альтернативные предупредительные меры, ведь их преступление относится как раз к категории «экономических» и, стало быть, нетяжелых.

- Вовсе не обязательно было помещать их под стражу: они могли бы оставить материальный залог. Кроме того, была возможность взять их на поруки - с таким предложением в суд обратились народные депутаты, - рассказывает Татьяна Яблонская. - Ведь известно, что эти люди не совершали тяжких преступлений, опасности для общества они не представляют. 

ПРОСЬБУ ШЕСТИ ГЕРОЕВ ПРОИГНОРИРОВАЛИ

Эдуард Багиров соглашается с коллегой. По его словам, сегодня следователям выгодно держать подозреваемых под стражей - ведь тогда им не нужно слать повестки. Хотя задержанных, но еще не осужденных людей вызывают на допрос раз в 3-4 месяца - ведь следователи загружены работой и не имеют технической возможности вести много дел одновременно.

- Я вообще не понимаю, почему суд решил оставить их в заключении. О том, чтобы Диденко вышел на свободу до суда, просили шесть Героев Украины! А уж они-то в нашем обществе пользуются определенным уважением, - утверждает Багиров.

Правозащитники считают, что примерно 70% из людей, оказавшихся в СИЗО, подвергались физическому или психологическому давлению со стороны силовых органов. Вкупе с ужасными условиями содержания в изоляторах оно отражается на их показаниях: задержанные соглашаются свидетельствовать так, как от них требуют, чтобы поскорее прекратилось давление.

- Спустя некоторое время - а может пройти и 4 года, и 5 лет - находящиеся в СИЗО задержанные готовы подписать признание в преступлениях, которые они не совершали, - утверждает Эдуард Багиров. - За время независимости получили срок и отбывали его в следственных изоляторах и колониях более 3 миллионов граждан, и если бы милиция не ориентировалась на количественные показатели своей работы, эта цифра была бы значительно ниже. Кроме того, давят не только на тех, кто виновен, но и на людей, ничего не нарушавших. А я считаю, что лучше было бы отпустить десяток виновных, чем осудить одного невинного человека.

По мнению правозащитников, в делах, возбужденных против чиновников из правительства Тимошенко, присутствует немалая политическая составляющая. Заметила это и сама Юлия Владимировна - некоторое время назад она заявляла, что как Игорь Диденко, так и Анатолий Макаренко исполняли ее поручения, и если у кого-либо есть вопросы по этому делу, то их необходимо адресовать лично к ней.  

Фото УНИАН.