Загрузить еще

Янукович теперь может всё

Янукович теперь может всё
Фото: Конституция, на которой присягал президент, теперь стала другой.

ДЕПУТАТАМ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕПИСАТЬ ДЕСЯТКИ ЗАКОНОВ

Кошмарный сон Юлии Тимошенко сбылся - Конституционный суд 1 октября 2010 года отменил политреформу 2004 года. Виктор Янукович получил все права, которые на посту президента имел Леонид Кучма. Вес главы государства в украинской политике существенно вырос. 

- С четверга действующей в Украине является Конституция в редакции от 28 июня 1996 года, - заявил министр юстиции Александр Лавринович. 

Судьи Конституционного суда обнародовали свое решение в 11 часов утра пятницы, через восемь дней после начала судебного разбирательства по поводу конституционности политреформы.

Процесс в КСУ начался по инициативе 252 народных депутатов коалиции. Главным их аргументом стало то, что закон «2222», который в 2004-м отобрал у президента многие полномочия и отдал их Верховной Раде и правительству, был принят без обязательного в таком случае вывода самого Конституционного суда. Именно это обстоятельство теперь указано главной причиной того, почему суд постановил вернуться к Основному закону в редакции 1996 года.

«Закон  «2222-IV» теряет силу с дня принятия КСУ решения о его неконституционности. Органы государственной власти обязаны неотложно привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией от 28 июня 1996 года», - говорится в решении суда.

Теперь депутатам предстоит внести изменения в несколько десятков законов, которые были приняты на основании редакции Конституции 2004 года. Среди них закон о Кабинете министров, о Регламенте Верховной Рады, законы о прокуратуре, о судоустройстве и статусе судей и много другое.

- Примем, а что тут такого? - пообещал «КП» регионал Владислав Лукьянов. - КСУ принял правильное решение, поскольку реформа была незаверенной и противоречивой. Она создавала ряд конфликтов между президентом и премьером. Теперь же будет четкое размежевание власти. 

При этом все органы власти остаются легитимными: и президент, и парламент, и правительство. Об этом в кулуарах КСУ заявила представитель президента в Конституционном суде Елена Лукаш, которая с самого начала ратовала за отмену реформы. 

ПОЛУЧИЛ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ АБСОЛЮТНУЮ ВЛАСТЬ?

Для оппозиции решение Конституционного суда стало откровением. Никто не ожидал от судей именно такой формулировки. Все рассчитывали на более лояльный вердикт - судьи могли признать, что закон «2222» принимался с нарушением, и поэтому Рада должна его пересмотреть. Но все вышло по-другому.

- Это решение - один из самых худших вариантов, который мог быть. Конституционный суд изменил текст Конституции, хотя не имеет права этого делать. Но это пустяки в сравнении с тем, что начнется, - рассказывал «КП» депутат НУ-НС Богдан Ключковский. - Огромное количество документов противоречат Основному закону. К примеру, судебная реформа Януковича. По реформе, судей на админдолжности назначает совет судей, а по Основному закону - президент. А это принципиальный момент! Очень интересно выходит по прокуратуре. В соответствии с Конституцией 1996 года она лишается права общего надзора за соблюдением закона.

Похоже, не только в оппозиции опешили от решения КСУ, но и члены коалиции. Спикер Владимир Литвин уже заявил, что нужно создавать конституционную комиссию, которая бы объяснила, как теперь управлять государством. Хотя Ключковский считает, что лучше сразу идти за разъяснениями в Конституционный суд. Пусть он теперь «разруливает ситуацию, поскольку сам заварил эту кашу».

- Мне сложно судить о том, насколько правомерным - с точки зрения законов -  было неожиданно жесткое решение Конституционного суда, - рассказал «КП» Александр Горянчик, эксперт Украинского центра независимых экономических исследований. - Другое дело, что оно было ожидаемым. Потому что более всего сейчас украинцев беспокоит нестабильность власти, неопределенность ее полномочий - и, соответственно, перспектив реформ. Политические силы, особенно те, что не в коалиции большинства, уже говорят о том, что с отменой политреформы закончилась демократия. С этим не соглашусь. Мы привыкли к слову «кучмизм», под которым подразумеваем широкое использование админресурса для достижения политических целей. Но, простите, разве это было по Конституции? Или по закону? На самом деле не надо сгущать краски: президент не получил абсолютной власти, ему, как и прежде, придется считаться и с мнением парламента, и регионов. Исчезло лишь противоречие в возможностях между ветвями власти, которую породила политреформа, составленная и принятая второпях.  

Какие права получил президент?

КАК БЫЛО 

Президент и парламент избирались сроком на пять лет. 

Коалиция выбирала и назначала кандидатуру премьера, президент утверждал. Увольняли премьера голосованием в парламенте. 

ВР могла назначить и уволить министров. Президент вносил на одобрение парламента только кандидатуры министров обороны и иностранных дел, а также главы СБУ. 

Президент влиял на работу правительства указами или оспаривал решения Кабмина через КС. 

Главу Фонда госимущества, главу Антимонопольного комитета назначал и увольнял парламент.

Президент мог распускать парламент: 

* если через 30 дней после выборов депутаты не начали работу, 

* если в этот срок не была сформирована коалиция или назначено правительство. 

Президент назначал генпрокурора, но уволить его мог только с согласия  парламента.

КАК СТАЛО

Президент избирается на пять лет, парламент - на четыре года.

Президент выбирает кандидатуру премьера, парламент ее утверждает. Президент увольняет главу правительства своим указом без согласования с парламентом. 

Президент назначает и увольняет всех министров.  

Президент может отменить любое решение правительства. При этом он не обязан указывать причины своего решения. 

Теперь это право принадлежит исключительно главе государства.

Назначить перевыборы президент может, только если Рада не заработала через 30 дней после выборов.  

Судьба генпрокурора в руках президента.

ДОСЛОВНО

Виктор ЯНУКОВИЧ, президент Украины: 

- Мы возвратились к Конституции, которую Европа и мир признали как одну из лучших. Решение Конституционного суда не было неожиданным для народа. Украина и общество устали от жизни в тех условиях, которые продиктовали нам изменения в Конституцию 2004 года, поскольку эти изменения, которые вносились наспех, в угоду политическому моменту, были причинами социальных конфликтов во власти. Как результат - падение экономики и бедность людей, значительное ослабление позиций нашей страны на международной арене. Сегодня Конституционный суд отменил поправки 2004 года. Как гарант Конституции я выполню это решение, как выполнил бы какое-либо другое.  

Степан ХМАРА, Герой Украины, диссидент, народный депутат Украины нескольких созывов: 

- Я действительно неоднократно говорил о необходимости отмены политреформы. Но я говорил об этом исключительно с юридической точки зрения - она была проведена с грубым нарушением и теперь бумерангом ударила. Сейчас же исходят исключительно из политической целесообразности, а не буквы закона. Вы понимаете разницу? Поэтому у меня двойственная оценка. Благими намерениями исправить юридические ошибки завуалировали реальное желание всевластия.  

Виктор МЕДВЕДЧУК, автор политреформы 2004 года:

- Когда-то одно историческое событие в Российской империи породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Не сомневаюсь, что тогда тоже все делалось «во благо народа и во имя улучшения порядка в стране».