Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

У Сергея Тигипко уже готовы начать реформу образования

У Сергея Тигипко уже готовы начать реформу образования
Фото: Эксперт по вопросам образования партии «Сильная Украина» Сергей Ветров.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ - ЭТО ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА

То, что система образования нуждается в реформах, - не новость. Другое дело, какими должны быть эти реформы. Об этом 30 августа поделился своим мнением с журналистами эксперт по вопросам образования партии «Сильная Украина» Сергей ВЕТРОВ.

К слову, подобные беседы уже стали традицией. «Сильная Украина» не первый раз проводит встречи СМИ со своими экспертами. Но образование - тема животрепещущая. Чтобы это доказать, Сергей Ветров вспомнил слова Уинстона Черчилля: «Война настолько важное дело, что его нельзя доверять военным». 

- То же самое в образовании, - считает Ветров. - Нельзя решить его проблемы, находясь внутри системы, - нужно смотреть со стороны. То есть проблемы образования не могут решить только специалисты, даже самые талантливые наши педагоги, потому что проблема эта переросла границы собственно системы образования, стала проблемой общества, государства. 

Ветров отмечает: от того, что закладывается в головы ребенка, подростка, зависит, каким он станет гражданином, как сможет адаптироваться к современной жизни и насколько будет успешным. Например, мы говорим о построении гражданского общества уже как об одном из мифов. А все потому, что гражданское общество невозможно построить без правильного воспитания граждан. То есть это тоже задача образования.  

У МИНИСТЕРСТВА ЗАБЕРУТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ НЫНЕШНИХ ПОЛНОМОЧИЙ?

В «Сильной Украине» считают, что реформирование системы образования связано с тремя проблемами - управление, финансирование и статус педагога. 

- В Украине вертикальная система управления образованием, - отмечает Ветров. - «Сверху» спускаются приказы, «снизу» отсылаются отчеты. А необходимо заменить этот принцип на диалог. Такая модель уже прописана в документах… 

По словам экспертов, программы и методы преподавания следует разрабатывать не чиновникам, а ученым и самим педагогам. Требования к специалистам должны приходить от работодателей, как и госзаказ. Минобразования необходимо заниматься материальным обеспечением и частично контролировать процесс. И между всеми его участниками нужно наладить непрерывный диалог. 

В качестве решения предлагается создание школьных общественных округов. В их советы входили бы все участники процесса - учителя, родители, работодатели, чиновники. Свои решения они бы принимали еще и с учетом специфики региона. К слову, правительство расположено поступить именно так: сперва в виде эксперимента в нескольких школьных округах, затем - по всей стране. 

ГДЕ ДЕНЬГИ ВЗЯТЬ? 

Второе направление реформы, которое видят эксперты «Сильной Украины», - самое больное. Это вопрос финансирования. Ясно, что государство не сможет в разы увеличить расходы на образование, сколь бы важной эта сфера ни являлась. Но даже теми деньгами, что выделяются сейчас, можно было бы распорядиться с умом.  Не говоря уже о том, что предприятиям и организациям давно пора позволить перечислять деньги конкретным школам. Сейчас это невозможно - школы не являются субъектом хозяйственной деятельности, не имеют собственных счетов. А ведь благодаря меценатам, а это, как правило, успешные выпускники, во всем мире живут многие учебные заведения. Более того, есть стимул для каждого педагога и школы - выучить и воспитать ребенка так, чтобы он добился успеха и отблагодарил альма-матер. 

- Во всем мире это поощряется. Например, суммы, перечисленные школам, освобождаются от налогообложения, и нам было бы полезно позаимствовать этот опыт, - говорит Ветров. 

И, наконец, третья проблема - статус учителя. О нем педагоги со стажем, такие как Ветров, могут говорить часами. Если кратко: по мнению эксперта, внимание общества слишком приковано к технологии образовательного процесса - системе оценивания, Болонскому процессу, тогда как гораздо важнее человеческий фактор, статус и умения учителей. Нужно менять как саму систему подготовки и повышения квалификации педагогов, так и подходы к образованию. А еще требуется общественная дискуссия по этому поводу. 

P.S. Эксперт констатирует: образование не только у нас, но и во всем мире переживает системный кризис. Причина в том, что жизнь стала меняться чрезвычайно стремительно - никто не знает, что будет завтра… Какие же знания мы должны дать ребенку, чтобы он стал успешным по окончании обучения, через много лет? Но трудности - лишь стимул для успешной работы, отметил Ветров напоследок. И в качестве иллюстрации процитировал изречение своего любимого поэта -  Николозо Бараташвили: 

- У одних вид пропасти вызывает страх, у других - желание построить мост. 

Подготовил Олег АНДРЕЕВ.