Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Николай Азаров: «Я – несуеверный человек, но кабинет после Тимошенко освятил»

Николай  Азаров: «Я – несуеверный человек, но кабинет после Тимошенко освятил»

«Дезорганизаторы экономических процессов ушли навсегда»

- Нколай Янович,  как по-вашему,  в Украине существует  преемственность правительств? Создается  впечатление: приходит в Кабинет министров  команда победителей  и  сразу  все, что делали предшественники, объявляет  неправильным и даже преступным.  В нашей стране по факту лишь  две политические силы способны быть властью – Партия регионов и БЮТ. Означает ли это, что  мы обречены все время слышать об ошибках прежнего курса и, соответственно, опять и опять  «выбираться из пропасти»?  Неужели невозможна другая, более цивилизованная практика?

- Ну, прежде всего я не согласен с тем, что в нашей стране существует двухпартийная система  в лице Партии регионов и БЮТа. Я не рассматриваю БЮТ как серьезную политическую силу. Я вижу структуру, сформированную вокруг одного лидера, где  все решения тоже принимаются одним лидером.  Команда, устроенная подобным образом, не является профессиональной.

Обвинения не голословные.  Я поручил секретариату Кабинета министров проанализировать деятельность предыдущего правительства. С какой точки зрения?  Для начала, с формальной. Ведь Кабинет министров – нормативный орган. Решения надо серьезно готовить,  согласовывать  с законодательством, подвергать экспертизе в юридическом департаменте.  Но ни в коем случае не поступать по принципу : «Сегодня  хочу вот так !»   Знаете, что  выяснилось? Более девяноста процентов  решений – а их тысячи три всего - не оформлены соответствующим образом. То есть,  утверждались без необходимого обсуждения, не совпадали со стенограммой, противоречили ей.  На бумаге записано одно, а в действительности выпустили другое.  Тимошенко должна нести ответственность за  грубое нарушение правовых норм или нет?

Теперь от форм перейдем к содержанию. Качество  работы рассмотрим. Секретариат по моему поручению подготовил справку: сколько решений выполнено. Так вот: почти девяносто процентов не находились на контроле, остались нереализованными. Если бы  наш Кабинет принял решение и определил срок – например, месяц,  а через месяц никто  не проконтролировал исполнение, не сделал организационные выводы, для меня это стало бы ударом. А для предыдущего правительства – абсолютная норма. Сказали и забыли. По сути дела, их надо не организаторами, а дезорганизаторами экономических процессов в стране называть!

Движемся дальше, в конкретику. Вот , например, они постановили:  раздать пять тысяч квартир. Под квартиры должна быть бюджетная статья расходов.  Ничего подобного не наблюдалось, кроме волевого распоряжения: обязать ипотечное учреждение выкупить  указанные квартиры, кредит взять. Теперь наступил срок погашения  кредита.  Спрашиваю ипотечное учреждение: деньги на погашение есть? Отвечают: откуда там… Квартиры, значит, просто так раздали? Отвечают: да, как велели. А деньги вы нам  из бюджета обязаны дать. Спрашиваю: да почему же в 2010-м году правительство должно отвечать за расходы по квартирам, приобретенным вопреки законодательству? И таких примеров масса,  газетной площади не хватит, чтоб перечислить.

Поймите, мы не собираемся ни счеты сводить, ни упрекать правительство Тимошенко за дилетантство. Но намерены объяснить людям, почему подобных «специалистов» нельзя больше допускать к управлению. Просто никогда в жизни! Отсюда  и аудит, и ревизия, и публичное информирование – с чем мы пришли во власть и что приняли  в качестве базы для работы.

- Тогда позвольте узнать: почему вы не настояли на публичном, в Раде, отчете Юлии Тимошенко  еще в момент ее отставки с премьерской должности?  На подробном, с цифрами, докладе, на возможности задать вопросы, вступить в дискуссию? Возможно, это сняло бы необходимость нынешних проверок…

- Вы – то ли очень наивный, то ли счастливый человек, который верит в уровень полемики между Тимошенко и мной. На программе у Шустера в сентябре прошлого года уже устраивали дискуссию Тимошенко и Азарова. Все свелось к тому, что я приводил конкретные факты непрофессионализма. А она, выйдя из себя, не ответив по существу ни на одно замечание, заявила: «А вы живете на государственной даче, которую украли у державы! Я с вами еще разберусь!»

« Мы вернулись в 2004 год. Это большой успех».

- У ток-шоу – свои задачи, Николай Янович.  Разговор в парламенте строился бы на иных принципах.

- Хорошо, давайте вспомним, как Тимошенко отчитывалась в Раде в 2008-м и в 2009-м годах, когда  правительству выражали недоверие. После первого отчета сказала об Азарове знаменитую фразу, можно поднять стенограмму сессии! Примерно так звучит: «Он геолог по образованию, а я - экономист. Потому слушала, но ничего не поняла». Это  произнесено ровно за месяц до того, как Украину накрыл  кризис.  А я в выступлении о его приближении именно тогда и предупреждал… Обращали внимание: в стране упали объемы строительства,  возникли сбои в банковской системе. Крайне непродуманно была проведена в начале 2008- го ревальвация гривны. А в конце года  устроила девальвацию, обрушила до 12 гривен за доллар. Это что, показатель компетентности премьер-министра?

 О чем дискутировать после интервью «Профилю» -  мы подлинник взяли, номер журнала за 2005 год -  где четко задают вопрос: Тимошенко за продление аренды Черноморского флота России или против? И она отвечает: с  чего бы я была против? Вопрос только в цене. То же самое мне  Путин подтвердил. Еще и удивился, когда впервые возникли возражения у оппозиции – какие проблемы с ратификацией? Тимошенко же согласна! «Почему так решили?» - уточняю. А Путин: «Так она сама предлагала на 50 лет аренду.» Подчеркиваю: са-ма! Но теперь настаивает, что «Профиль» все придумал, а она – изначально горячая сторонница выведения российского флота из Севастополя.

 Восстановите-ка динамику ее встреч с Путиным  в 2008-м и в  2009-м году. Если б  реально возразила  относительно пребывания флота в Крыму, разве остались бы у них такие взаимоотношения?

- Риторический вопрос.

- Риторический. Поэтому с Тимошенко дискуссии бессмысленны, она белое назовет черным и наоборот. Не хочу себя хвалить, но пусть журналисты скажут: я когда-нибудь врал, приводил данные, которые не соответствуют действительности? Для меня это вопрос чести и профессионализма. Вы не обнаружите ни одного  выступления, где сознательно искажена истина ради каких-то там целей. Да,  я могу допустить ошибку – по памяти назову не совсем точно цифру. Но потом непременно внесу коррективы и извинюсь. Если нельзя сказать всю правду - иногда бывают, знаете, тяжелые ситуации – то лучше промолчать. Заранее же подавать в ложном свете означает подорвать к себе доверие.

Кстати, о доверии. Работаем два месяца. За это время  Standart& Poor*s   (авторитетное рейтинговое  агентство,  которое оценивает  устойчивость финансовых рынков – Авт.) трижды повышало  рейтинг Украины. Это очень серьезное свидетельство успеха! Мы вернулись в 2004 год, вернулись к показателям, которые существовали шесть лет назад. А если бы не было события, названного «Оранжевой революцией», и наша команда осталась у власти, то имели бы сейчас инвестиционный рейтинг. Мы  строили свою политику, чтобы выйти на него. Жаль – у страны украли  время и возможности…

Но, заметьте, я не резюмирую: все, что делала Тимошенко, надо забыть и перечеркнуть. Нет, мы приняли ее обязательства. Должны их выполнять. Ради доверия к государству, ради людей.  Будем  с 2011 года возвращать то, что окрестили «юлиной тысячей» - в безналичной форме погашать долг. На заседании Кабмина одобрены изменения в закон « О  государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины». Однако  выплаты станут проводиться  исключительно в пределах средств, заложенных в бюджете. Это к вашему вопросу о преемственности в работе  правительств Украины.

« Не надо искать легкие рынки, надо развиваться»

- Николай Янович, экономический форум, который проходит в Санкт-Петербурге, внешне выглядит  амбициозно. Давос отдыхает! Россия позиционирует себя как локомотив, который  способен вытянуть мир из кризиса. Достаточно даже названий деловых встреч:  «Бизнес-диалог Россия- ЕС», «Бизнес-диалог Россия- Индия», «Бизнес-диалог Россия – США», «Бизнес-диалог Россия- СНГ».  Оценки возможностей не завышены? Вы  только что общались в Киеве с российскими коллегами, можете выступать в качестве эксперта. Есть ли смысл Украине «подцепиться» к этому локомотиву?

- Россияне правильно действуют. Когда размещаешь  рекламу «Покупайте наш товар!», странно делать приписку «Товар – так себе…»  Нет, реклама  гарантирует, что покупка разрешит все проблемы.

- Вы иронизируете?

 Возможности у России, конечно, есть.  Надо их только соразмерять. Я не хочу соседей критиковать, но всегда исходил вот из чего. Ускоренное технологическое обновление российского рынка  повлечет за собой и технологическое обновление рынка украинского. И наоборот: отставание российского рынка будет способствовать нашему отставанию.  Поясню свою мысль элементарным примером.

Если российский рынок не модернизируется, то он станет закупать нашу, устаревшую по многим параметрам продукцию. Если же перемены произойдут, то и требования к украинской продукции  вырастут. Россия занимает примерно 30 процентов в нашем товарообороте. Значит, когда  трети украинской экономики бросят  конкурентный вызов,  она неминуемо осовременится. Поставляет производитель , допустим, трубы, что и тридцать лет назад по той же технологии делал. Покупают ? Ну и ладно,  стимула  к развитию нет. А вот перестанут брать, начнет  меняться!

 Всегда был сторонником того, что не надо самые легкие рынки искать. И сказал уже коллегам по правительству: мы поставим промышленности, особенно металлургической,  серьезные условия.  Передышка по газу, которую мы сделали, этот ресурс, сто долларов на тысячу кубов – он  обязан пойти на модернизацию.

На экономическом форуме в России я присутствовал один раз,  мне понравилось, хоть  о практических результатах  мероприятия не знаю. Но  во время визита президента Медведева мы договорились провести крупный российско-украинский форум.

- На когда  планируете?

- На осень. Готовить надо очень тщательно. Это не просто встреча с привлечением Абрамовича, чтобы Абрамович в итоге документы подписал… Украина нуждается в инвестиционном ресурсе. Пока, к сожалению, мы не привлекательны с точки зрения размещения кредитных линий. Однако  в прошлой пятилетке, так сказать, активность и  в инвестиционном плане была нулевой. Ющенко с Тимошенко привлекли только потребительские кредиты, которые сейчас нам приходится возвращать. А курсовая разница ощутима! Брали-то под 4,9 гривни за доллар, отдавать надо под 8.

Строители особенно чувствуют эту проблему, и я в данном случае на их стороне. Потому что раз государство допустило  нестабильность, убытки предприятий за счет курсовой разницы, то оно обязано взять на себя ответственность. Каким образом, придется думать. Потому что государство – это все мы: и пенсионеры, и налогоплательщики. Хоть ошибки допускали вполне конкретные люди. Почему же за авантюры Тимошенко и Ющенко должна расплачиваться целая страна? Вопрос возникает…

«Было непривычное ощущение тяжести»

- И у меня возникает вопрос ,  не политические и не экономический. Николай Янович, какие эмоциональные переживания  связаны с первым днем в качестве премьер-министра? Чей звонок оказался первым,  кто сразу навестил на новом месте?

-  Первый разговор состоялся с президентом,  такая традиция. Сам позвонил Виктору Федоровичу, сказал, что вошел в кабинет, приступил к исполнению служебных обязанностей. Прекрасно помню непривычное  ощущение  тяжести, стало как-то не по себе. Я ведь в этом кабинете бывал много лет и много раз , никогда подобного не испытывал… Тогда сделал  второй звонок  - наместнику Киево-Печерской Лавры Павлу, мы с ним давно дружим. Говорю: «Павел, чем занимаешься?»  «Собираюсь на службу», - отвечает. «А ты не можешь еще одну службу отслужить? Надо помещение освятить».  Павел  – молодец, с полуслова все понял:  « Тебе там тяжело!» Буквально через двадцать минут  приехал с другим батюшкой. И вот подумайте, я же совершенно несуеверный человек, но после освящения мне стало легче. Ну что это такое? Субъективное, что ли? Не буду делать далеко идущих выводов…