Впрочем, некоторые «слуги народа» из пропрезидентской Партии регионов вообще не покидали свой пост - они решили «оборонять» сессионный зал загодя, еще утром в субботу выгнав из него уборщиц и крепко-накрепко заперев двери. В кулуарах парламента такое блокирование называют «превентивным» - его применили, чтобы на подобный шаг не решились депутаты от Блока Юлии Тимошенко, протестующие против подписания харьковских договоренностей.
- Хулиганить будет Партия регионов: у них наверняка что-нибудь припасено, - отмахивались руками члены «оранжевой» «Нашей Украины», приехавшие в Раду немного позже коллег из Блока Тимошенко и все, как один, в национальных вышиванках. - Мы же не дадим им ратифицировать предательский пакт, которым Янукович сдал украинские интересы.
После заседания депутаты от БЮТ вернулись в сессионный зал и расстелили на своих рабочих местах огромные «простыни» сине-желтого флага Украины.
- Это чтобы показать, что мы не желаем предавать свою страну, - пространно объяснил причину бютовец Андрей Шкиль.
Было видно, что некоторые из депутатов готовы к потасовкам: «слуги народа» на ходу расстегивали пиджаки, многие решили не надевать галстуки. За четверть часа до начала заседания в здание парламента прибыл экс-президент Виктор Ющенко. Он поместился в ложе для почетных гостей парламента и принялся наблюдать оттуда за депутатами, блокирующими трибуну, при этом постоянно потирая руки. В зал организованно зашли депутаты из Блока Тимошенко: некоторые из них несли что-то под пиджаками, нервно оглядываясь на сектора, в которых находятся рабочие места оппонентов.
Минуту спустя в зал зашел Владимир Литвин, окруженный охранниками, и поздоровался с депутатами, блокировавшими трибуну. Вдруг в самом зале началось оживление: депутаты-оппозиционеры вытащили из-под пиджаков лотки с яйцами и «любимое оружие» оппозиции - сирены.
- Позор! - выкрикнул кто-то, и в Литвина полетели десятки «снарядов». Видимо, охранники предполагали подобные намерения оппозиции - в их руках тотчас появились два черных зонта, которыми они прикрыли спикера. Впрочем, одно яйцо достигло цели - попало Владимиру Литвину прямо в глаз. Вытерев лицо, спикер открыл заседание.
Первым делом Литвин призвал к присяге депутатов, зарегистрированных Центризбиркомом, вместо тех, кто ушел в исполнительную власть. А пока новые члены коалиции присягали на верность украинскому народу, в секторе правительства, рядом с местами «оранжевой» фракции НУ-НС, завязалась настоящая драка.
Кто стал зачинщиком, точно неизвестно - изначально в парламентском «мордобое» принимали участие регионалы Владислав Лукьянов, Эльбрус Тедеев и Олег Царьков, которого захватил за шею нашеукраинец Станислав Аржевитин. На лысую голову Аржевитина мгновенно обрушились два предмета: сначала пластиковая бутылка с водой - борец Тедеев использовал ее в качестве дубинки, а потом и тело Владислава Лукьянова, который поскользнулся, пытаясь перелезть по верху через ограждение правительственной ложи.
|
В двух метрах от них один из регионалов бил по лицу нашеукраинца Валерия Карпука, а чуть дальше отвешивал хуки лидер «Поры», пламенный революционер Владислав Каськив.
Среди бойцов от Партии регионов мелькал силуэт Нестора Шуфрича. В свалку мгновенно ввязывались новые и новые депутаты, и вот уже полторы дюжины «слуг народа» тузили друг друга.
Вдруг в самом эпицентре драки вспыхнул огонь: кто-то бросил туда дымовую шашку. Зал затянуло едким дымом. Но, несмотря на вой сирен, крики «ганьба!» и звуки тяжелой борьбы, спикер и не подумал прервать процесс приведения депутатов к присяге. В руках его охраны тем временем появились противогазы, а на лицах оппозиционеров - первая кровь. Разбитый нос зажимал депутат-нунсовец Владимир Вязивский, а его коллега Валерий Карпук и вовсе отошел от дерущихся, присев от боли.
Владимир Литвин предоставил слово депутату-регионалу Вадиму Колесниченко: тот вышел на трибуну с георгиевской ленточкой и боевым настроением и зачитал решение Севастопольского горсовета в поддержку ратификации соглашения. Оппозиционеры попытались заглушить его выступление криками. Кричали отчасти и от боли: регионалы явно брали верх, выдавливая нашеукраинцев и бютовцев из зала заседаний. Вскоре они полностью заняли сектор фракции НУ-НС, не атакуя оппозицию в целом, а по одному пинками выпроваживая оппонентов.
Еще три дымовые шашки, брошенные в сессионном зале, не помешали Литвину объявить начало рассмотрения ратификации договора. В зале тем временем наводили порядок: сотрудники Управления госохраны собирали брызжущие пламенем дымовые шашки в мешок, регионалы защищали отвоеванные позиции от поползновений оппонентов. Свои места в правительственной ложе заняли члены Кабмина во главе с Николаем Азаровым.
- Ставлю на голосование вопрос о ратификации соглашения, согласно которому флот Российской Федерации остается в Крыму, - наконец выдохнул Литвин. И когда система «Рада» отсчитала 10 секунд, а на табло высветилась цифра «236», достаточная для ратификации, депутат-коммунист Евгений Царьков, одетый по случаю в матросскую тельняшку и флаг ВМФ СССР, из президентского кресла с чувством показал оппонентам интернациональный жест с использованием среднего пальца.
Один из итогов ратификации - 19 побитых депутатов. А в Москве в то же самое время Госдума ратифицировала харьковские соглашения без шума и пыли - единогласно.