На террористов натравят стратегические бомбардировщики

На террористов натравят стратегические бомбардировщики

Два поколения: «старичок» Ту-95 (вверху) и современный Ту-160. «Молодежь» быстрее и мощнее.

О том, сколько у обеих стран ядерных ракет и атомных подлодок, «КП» уже писала. Сегодня мы расскажем о еще одном виде самого грозного оружия России и США - стратегической авиации. В последнее время она часто на слуху: российские военные авиаторы-стратеги разлетались по всему миру. То над Тихим океаном пройдутся, то над Северным Ледовитым, то в гости к Уго Чавесу слетают, то над нейтральными водами Атлантики крутанутся, вызвав переполох у англичан, которые с перепугу уже не раз поднимали в небо перехватчики...

А уж американцы свою стратегическую авиацию холят, как национальную святыню. Сегодня обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ и военный эксперт Михаил ТИМОШЕНКО беседуют об истории создания стратегической авиации, ее развитии и нынешнем состоянии. 

Они были первыми

- Когда появилась стратегическая авиация?

- С созданием ядерного оружия: оно позволяло одиночному самолету межконтинентальной дальности уничтожить стратегически важный объект - завод, плотину, город в глубоком тылу противника. Сегодня лишь Россия и США обладают такими самолетами.

- Какие машины стали «пионерами» стратегической авиации?

- Американский В-29 Superfortress («Сверхкрепость»), он выпускался с 1943 года тысячными сериями. Когда в 1944 году на территорию СССР залетели три В-29, было решено их скопировать. Копии, а точнее, аналоги, получили обозначение Ту-4; их построили аж 847 штук за четыре года! С 1948-го по 1952-й...

- Ту-4 испытывались в деле?

- Лишь один раз - в ночь на 4 ноября 1956-го Ту-4 из 43-й воздушной армии пошли бомбить восставший Будапешт. Но, когда до цели оставалось 450 км, приказ отменили. 

- А что пришло на смену Ту-4?

- Наступила эра реактивной авиации: у американцев появился B-52, в СССР - Ту-95.

- Чем принципиально отличались эти самолеты? Кто у кого что-то подворовал, когда шел проект?

- Никто и ни у кого. Удивительно другое: только-только достигнув уровня американского авиастроения второй половины 40-х годов, в СССР сумели создать стратегические самолеты - носители ядерного оружия с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.

«Берия на проводе!»

- Зачем СССР это было надо?

- У нас тогда не было баз за рубежом, и скоростной межконтинентальный стратегический бомбардировщик, способный достичь территории США, нанести удар ядерной бомбой мощностью 3 млн тонн тротила и массой в 5 тонн, а потом вернуться на свой аэродром, в СССР был нужен позарез. Достаточно сказать, что на проходной КБ Мясищева висел спецтелефон для связи с приемной Берия. Любой мог снять трубку и сообщить свои предложения. Или замечания. Мясищевскому М-4 не удалось достичь нужной дальности: двигатели были очень прожорливы. И основным «стратегом» стал Ту-95 с экономичными турбовинтовыми моторами, пусть он и несколько проигрывал в скорости. Конструктивный запас, заложенный при проектировании «туполя» и «Боинга», оказался столь велик, что их последние модификации в России и в США до сих пор составляют основу авиационной компоненты триады Стратегических ядерных сил.

- Где базировались советские «стратеги»?

- Сначала в Энгельсе (Саратовской области) в 201-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. Одновременно модернизировались аэродромы «подскока»: Шяуляй, Украинка, Оленья, Средняя-Белая, Чаган и далее по списку. Именно оттуда намечалось летать во время войны. Кстати, в дни Карибского кризиса полки этой дивизии перелетели в Шяуляй. На самолеты подвесили термоядерные бомбы и опломбировали бомболюки, экипажи получили опечатанные портфели с маршрутами полета и досье целей, засургученные конверты с кодами взрывателей бомб. Ждали команды «Взлет!». Пронесло…

- Авиаконструкторы в своих мемуарах пишут, что судьба наших самолетов-«стратегов» была зачастую очень драматична…

- Могло сложиться так, что наши стратегические «бомберы» носили бы на фюзеляжах не буквы «Ту», а вовсе «Су»: Павел Сухой создал бомбардировщик Т-4 со скоростью 3200 км/час еще в 60-х годах. Машина революционной конструкции, материалы - сталь и титан. В дальнейшем предусматривалось крыло изменяемой стреловидности. Но заказ передали Туполеву.

- Кому принадлежит идея такого крыла?

- Она витала в воздухе. Сухой начал проработку в чертежах еще в 60-х годах, North American Rockwell тоже. Разница в том, что американцы самолет построили. И не один. Назывался он B-1A. Потом они программу закрыли и вновь открыли в 80-х. Мы же работали потихоньку. В итоге у них в 1984 году появился В-1В. В СССР - Ту-160, летает с 1981 года.

«Святая» американская троица: В-1В (в центре), В-52 (слева внизу) и В-2А (справа внизу).

«Святая» американская троица: В-1В (в центре), В-52 (слева внизу) и В-2А (справа внизу).

Крылья и бомбы

- А сколько сегодня стратегических самолетов у США и России, чем они вооружены?

- В ВВС США и в резерве находятся 92 «старичка» В-52, 94 В-1В и 16 В-2А. Арсенал с учетом резерва - 1740 крылатых ракет. В России - 15 Ту-160 и 68 Ту-95МС. Оружие - 576 стратегических крылатых ракет Х-55.

- Чем вызвана любовь Пентагона к таким бомбардировщикам?

- А они хорошо понимают, что авиация - хоть обычная, хоть стратегическая - мощный и гибкий инструмент, получивший с появлением высокоточного оружия огромные возможности.

Гильотина для самолетов

- И в чем же особенности американской стратегической авиации?

- Ее важнейшее свойство - способность наносить удар по любому району Земли с авиабаз на континентальной части США. В-52Н дальности до 3000 км крылатыми ракетами бьют по командным пунктам, системе связи и ПВО.

В-2А уничтожают подвижные цели (например, пусковые установки «Тополь») в зоне ПВО. Затем В-1В накрывают войска противника бомбовыми коврами или применяют высокоточное оружие. Воздушная мощь США в 2003 году обеспечила успех марша на Багдад фактически силами всего двух американских дивизий.

- А тактика российской стратегической авиации похожа на американскую?

- Тактику определяют характеристики самолета, вооружение, состав группировки и возможности базирования. Самолеты и вооружение россиян и американцев разительных отличий не имеют, а вот состав группировки и базирование… Заправщиков у россиян вчетверо меньше, и все аэродромы в пределах России.

- Был ли период, когда СССР или Россия имели хотя бы примерно равное количество стратегических самолетов с США? 

- Такого периода не было даже в пору расцвета советского авиапрома, когда - вы не поверите! - каждый четвертый самолет в мире был построен на советских заводах. С 50-х годов были построены 334 Ту-95 всех модификаций, 35 Ту-160 и 74 М-3М и М-4, позднее переделанных в заправщики. Итого 442 машины. Американцы за тот же период - 721 В-52, 93 В-1В и до 20 В-2А. Всего - 834 самолета.

- Но почему после распада СССР Россия согласилась уничтожить свои стратегические бомбардировщики? 

- Начали их резать еще в 1974 году: Брежнев договорился с Фордом. Самолеты сажали на грунт в Заволжье и расчленяли. В 1991 г. в Энгельсе создали базу разделки самолетов дальней авиации. За 8 лет через нее прошло 206 боевых машин. А что вы хотите? Носители оружия подлежали уничтожению по договору СНВ-1. Россия же приняла на себя обязательства СССР как правопреемница.

- Почему же Москва приняла по договору такие невыгодные условия?

- Все вопросы к Горбачеву… Но самолеты резать никто не заставлял: договор не запрещает переделывать их в заправщики, разведчики, лаборатории. Это делать не захотели. Дальше - больше: в январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о приостановке серийного выпуска Ту-160. В результате возможности российских «стратегов» крайне ограничены: заправщиков всего 20, а разведчиков Ту-22МР и вовсе два! 

Чьи машины круче?

- Удалось ли американцам создать совершенный «бомбер»?

- Для «невидимки» В-2A американцы использовали все «самое-самое»: двигатели и спецтопливо, компьютеризованное управление бортовыми системами, новейшую электронику, технологию «стелс». Но, когда распался Союз, американцы получили МиГ-29 живьем. Тут и оказалось, что «примитивный» радар МиГа видит «невидимку» даже на фоне земли! Позднее выяснилось, что и с вооружением нелады. В итоге машина может уверенно применять только бомбы.

- Новый Ту-160 сопоставим с американскими «стратегами»? Я имею в виду тот, что поступил в ВВС не так давно и с «наворотами»…

- Достроен из задела еще советского времени. «Навороты» - модернизированная авионика.

По какому показателю будем сопоставлять? По конструктиву? Тогда - В-1В. По дальности? Только с В-52. По нагрузке? Как у В-1В. По скорости? Равных нет... В итоге получим, что машины, равной Ту-160 по возможностям, не существует.

- И в России, и в США, и в других странах в последние годы бурно прогрессируют средства ПВО. Не кажется ли вам, что из-за этого роль стратегической авиации в современной войне пойдет на убыль?

- Все зависит от того, какие задачи, каким оружием, в каком регионе «бомбер» будет выполнять. Если прикрывающие цель комплексы ПВО перекрывают зону в 400 км, а у меня на борту крылатая ракета с дальностью 2500 км, то в чем проблема? А если у российской ПВО между Хабаровском и Иркутском дыра в 3000 км, то где угроза «старику» В-52?

- В этой связи вспоминается сбитый в прошлом августе на Кавказе Ту-22 МР. С какой целью он там появился? Почему его завалили так просто?

- Цель понятна - разведка: у Ту-22МР очень мощный разведкомплекс, но фронтовой разведчик Су-24МР здесь был бы больше к месту. В составе прикрывающей Кавказ 4-й армии ВВС и ПВО такой был. В чью генеральскую голову залетела светлая мысль послать Ту-22МР без прикрытия - неведомо. А что у грузин есть ПВО, никто из сухопутных стратегов не подумал. Самолет и летчиков нашли в 929-м летно-испытательном центре, в Ахтубинске. Послали. Получается, на смерть… 

- Что можно сказать о нынешних возможностях российской оборонки по производству машин для стратегической авиации? Как это выглядит в сравнении с возможностями США?

- Ту-95МС не строят с 1992 года. Ту-160 обещают выпускать по 1 - 2 в год, но задел исчерпан. Думаю, это пожелание: недаром один министр-менеджер говорил, что российский авиапром надо похоронить под оркестр. Наполовину уже похоронили... Что касается американцев, то все зависит от конгресса: выделит деньги - наклепают сколько надо.

- То и дело всплывают разговоры о том, что Россия может разместить самолеты своей стратегической авиации на Кубе или в Венесуэле. Но ведь с территории США эти самолеты можно легко уничтожить.

- Русские «бомберы» некогда базировались на Кубе, в Анголе и Вьетнаме. И как-то их никто не расстрелял, хотя времена были пожарче. Да и не так это просто, если разведка не спит.

- Почем стратегические самолеты? 

- В открытых источниках таких данных нет, сделок по ним тоже не было, поэтому правильнее говорить не о цене, а о стоимости. Оттолкнемся от американских машин. Стоимость одного В-1В составляет $200 млн,  а В-2А пока превышает $2 млрд (хотя контрактная всего $1,3 млрд). Исходя из этого, стоимость Ту-95 вряд ли превысит $100 млн, а Ту-160 - $250 - 300 млн. Очень сильно влияет на этот показатель штучность производства.

КСТАТИ

Российская доктрина

- Что нового появилось в российской и американской доктринах применения стратегической авиации в последние годы?

- Российская доктрина в качестве противника рассматривает международный терроризм. Не представляю, как будет бороться с террористом Ту-160. Его ракета Х-55 несет ядерный заряд. Ее неядерная дочка Х-555 свою фантастическую точность обеспечивает при использовании ГЛОНАСС, которая в штатном составе пока не работала ни дня. Да и сколько их, Х-555? Американцы склоняются к упреждающему удару неядерным высокоточным оружием: преимущества в технологии позволили им «всадить» GPS-приемник и корректирующие движки в артиллерийский снаряд, а уж в ракету…

Политика

Президента Гаити пытались застрелить во время траурной церемонии
Президента Гаити пытались застрелить во время траурной церемонии 108

Глава государства возлагал венок и в этот момент по нему открыли огонь.

Порошенко выразил сочувствие в связи с трагедией в Керчи
Порошенко выразил сочувствие в связи с трагедией в Керчи 719 1

Глава государства пообещал, что в Украине будет проведено собственное расследование.

Мир соболезнует в связи с трагедией в Керчи
Мир соболезнует в связи с трагедией в Керчи 1184

Со словами сочувствия уже высказались главы Беларуси, России, Сербии и другие.

Происшествия

18-летний Владислав Росляков из Керчи ходил в стрелковый клуб
18-летний Владислав Росляков из Керчи ходил в стрелковый клуб [фото, видео] 522

В колледже после трагедии нашли большое количество боеприпасов.

Австралийские собаки загрызли 58 пингвинов
Австралийские собаки загрызли 58 пингвинов 129

Местные власти собираются ввести огромные штрафы для владельцев домашних животных.

Оксана Евтеева, потерявшая мужа и сестру: Я не могу простить Алену Зайцеву
Оксана Евтеева, потерявшая мужа и сестру: Я не могу простить Алену Зайцеву [фото, видео] 514

28-летняя девушка дала интервью накануне годовщины трагедии.

Экономика

Депозиты или облигации - что выгоднее для населения
Депозиты или облигации - что выгоднее для населения 632 2

Министерство финансов Украины хочет продавать облигации внутреннего госзайма населению через банки и их мобильные приложения.

Лучшие украинские города для инвестиций: смешная шутка или реальный посыл инвесторам
Лучшие украинские города для инвестиций: смешная шутка или реальный посыл инвесторам 790

Transparency International разместило города Украины в рейтинге прозрачности инвестиционной сферы, но эксперты говорят: вряд ли потенциальные инвесторы воспользуются списком.

Стартует бюджетная эпопея – каким будет курс доллара в следующем году
Стартует бюджетная эпопея – каким будет курс доллара в следующем году 832

На этой неделе главную смету страны рассмотрят в первом чтении.

Общество

Десять гарниров, которые не навредят фигуре
Десять гарниров, которые не навредят фигуре 241

ТОП от автора книг о похудении Екатерины Миримановой.

Супрун рассказала, как через смартфон подхватить грипп
Супрун рассказала, как через смартфон подхватить грипп 145

Глава Минздрава считает, что гаджеты являются благоприятной средой для бактерий.

Место проживания в Украине можно будет регистрировать онлайн
Место проживания в Украине можно будет регистрировать онлайн 554

Подход к регистрации места проживания не менялся с советских времен.

Спорт

Арсен Венгер:  Я отдохнул и готов работать
Арсен Венгер: "Я отдохнул и готов работать" 149

Многолетний тренер лондонского "Арсенала" возвращается в большой футбол.

Украинцы в НХЛ – от Уэйна Гретцки до Ореста Киндрачука – в одном фильме
Украинцы в НХЛ – от Уэйна Гретцки до Ореста Киндрачука – в одном фильме [видео] 152 1

Режиссер документального сиквела "Американская мечта" готовит к выходу новую документалку – о наших земляках-хоккеистах, ставших звездами NHL.

Памяти Базилевича: чем знаменит легендарный соратник Лобановского
Памяти Базилевича: чем знаменит легендарный соратник Лобановского 515

"КП" в Украине" вспоминает прославленного специалиста, который возвел футбол в статус науки.