Например, «история никогда не присутствует в настоящем как объективный факт. Именно поэтому так велико искушение переписать ее «в свою пользу». Рассуждения академика Семиноженко популярны, их активно обсуждают и комментируют. А мы решили пригласить вице-премьера на прямую линию, чтобы он не только поделился своими мнениями о перспективах украинской культуры и образования, но и ответил на вопросы читателей «Комсомолки».
«Я МОГУ ВОЗВЕСТИ ЧИСЛО В ЛЮБУЮ СТЕПЕНЬ БЕЗ СЧЕТНОЙ МАШИНКИ»
- Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я из Киева. Скажите, что будет с тестированием?
- В этом году тесты остаются, экзаменов не будет, тестирование можно сдавать на том языке, на котором ребенок учился в школе. Мы собираемся добавить средний балл аттестата, и считаем это справедливым. Но окончательное решение будет принято к началу апреля.
- А по какой системе будет считаться аттестат? Ведь в школах оценивают по 12-балльной.
- Шкала тестовых оценок и средний балл аттестата должны быть приведены в соответствие. Другими словами, если выпускник - круглый отличник и по всем предметам имеет «двенадцать», его аттестат будет оцениваться в 200 баллов. Но хочу еще раз подчеркнуть - это не окончательное решение.
- Добрый день, это Олег из Киева. Разрешат ли школьникам на экзаменах пользоваться калькуляторами? Некоторые примеры очень сложные, особенно там, где нужно возводить число в степень.
- А если разрешить прийти на экзамен с компьютером и подключиться к Интернету, то, наверное, на «отлично» сдали бы все. Лично я могу возвести число в любую степень без счетной машинки, хотя школу окончил уже не помню сколько лет тому назад.
- У меня еще один вопрос - по поводу качества тестов, которое очень далеко от совершенства. Многие вопросы и ответы не совпадают, есть вопросы, которые не совсем логичны. Будут ли менять содержание тестов и улучшать их качество?
- Что касается качества тестов - нарекания есть, и они совершенно обоснованны. В этом году мы не сможем ничего изменить. Тесты уже готовы. И чтобы на себе ощутить все проблемы тестирования, лично я сам собираюсь вместе с детьми тоже сдавать тесты, во всяком случае по физике и математике. Думаю, и чиновникам, которые имеют отношение к образованию, следовало бы присоединиться ко мне.
«ИСТОРИЮ МЫ ДОЛЖНЫ ПРИВЕСТИ К ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ»
- Добрый день. Я звоню из Николаева, Анна Васильевна. Когда наконец в школах появятся новые современные учебники?
- Это серьезная проблема. До сих пор вместо того, чтобы обновлять учебники раз в 4 года, их держали по 8 лет, при этом многие из них не соответствуют необходимому уровню. Учебники по литературе, истории слишком политизированы, наполнены субъективизмом.
Я, например, член Союза художников, но мне в голову не пришло бы вставлять иллюстрацию своей картины в учебник. А некоторые товарищи решили публиковаться, хотя не относятся к классикам литературы.
В отношении истории - последнее время в школьных учебниках факты буквально вытесняются вольными интерпретациями, а порой просто мифами. Учебники не только должны быть профессиональными, они обязаны служить консолидации и интеграции украинского общества. Нужно через школьное образование максимально нейтрализовать то, что сделали наши политики. У людей есть право на собственную оценку, и учебники не должны ее навязывать. Их задача - заставлять мыслить, рассуждать, анализировать.
- Будет ли расширен список учебников, которыми могут пользоваться учителя?
- Ко мне уже обращались с этим вопросом. Я встречался с учителями физики, которые воспитали известных победителей олимпиад. Они ставили вопросы о методиках. Я с ними согласен и считаю, что главная задача украинской власти - максимально помочь интеллектуальному развитию нашей страны.
Сейчас идут споры о преподавании на украинском и русском языке в университетах. Я вообще считаю, что лекции по физике нужно читать на английском. Нужно использовать мировые языки, в этом нет угроз, наоборот - это лучше адаптирует нашу интеллектуальную сферу к мировой структуре. Если наши ученики могут быть лучшими в мире, то и наши учебники тоже должны быть одними из лучших. И у нас есть для этого потенциал.
«МЫ ДОЛЖНЫ ЗАБОТИТЬСЯ ОБ УРОВНЕ УКРАИНСКОГО»
- Это звонит Андрей из Киева. Скажите, собирается ли Кабмин отменить распоряжение об обязательном дублировании иностранных фильмов на украинский язык? Будут ли пересмотрены языковые квоты на вещание в электронных СМИ?
- Проблемы, связанные с вещанием на украинском языке отечественных телеканалов, - это, скорее, проблемы качества, а не количества. Когда я порой слышу некоторые дублированные фильмы на украинском языке, то просто прихожу в ужас от качества перевода.
Нельзя вытеснять искусственно другие языки, как это происходило ранее, только ради того, чтобы делать некачественные дубляжи украинских фильмов. Мы должны заботиться о качестве украинского дубляжа и уровне украинского культурного продукта. Только так можно построить гармоничную языковую ситуацию в Украине.
- А получит ли русский язык дополнительные права на законодательном уровне?
- С 1991 года было принято около 40 законов, касающихся языковой политики. Все они создают очень противоречивое законодательное поле. Поэтому прежде всего нужно систематизировать все эти законы: постепенно, без размахивания шашками. Кроме того, нужно проанализировать - как в нашей стране выполняется Европейская хартия региональных языков.
Я думаю, очень скоро мы сделаем доклад о состоянии языковой проблемы в Украине и выполнении той же Европейской хартии региональных языков. К слову, такого доклада в Украине не видели очень давно, а это одно из условий наших евроинтеграционных процессов.
«КОГДА ЧТО-ТО ЗАПРЕЩАЕШЬ, ИНТЕРЕС К ЭТОМУ УСИЛИВАЕТСЯ»
- Меня зовут Григорий. Скажите, когда в Украине учителей приравняют к госслужащим? И что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы повысить престиж этой специальности?
- Когда речь идет о статусе госслужащего для учителей, подразумевается прежде всего улучшение условий их работы. Ведь статус госслужащего имеет как позитивные моменты - например, пенсия госслужащих составляет 90% зарплаты, так и негативные - уменьшение каникул, работа с 9.00 до 18.00, отсутствие гибкого графика.
Я уверен, что престиж этой профессии нужно обеспечивать уровнем материального обеспечения учителей. Сейчас при формировании бюджета на этот год для нас интересы учителей, врачей - приоритетны. Если мы сумеем обеспечить обязательства перед ними, то, на мой взгляд, вопрос о создании искусственного статуса госслужащего для педагогов просто будет снят с повестки дня.
- Добрый день. Вас беспокоит Сергей. В сфере вашего внимания находится и комиссия по морали. Как вы оцениваете ее решения, в частности запрет некоторых фильмов и телепередач?
- Я встречался с Василием Костицким, председателем комиссии, и мы обсуждали с ним принципы этики и морали, которые должны превалировать в украинском обществе. Лично я уверен: когда что-то запрещаешь, то интерес к этому лишь усиливается. Комиссия не вправе навязывать свои решения, тем более что современное информационное пространство не имеет ограничений.
- А вы сами смотрели запрещенные комиссией фильмы?
- Я как-то посмотрел «Дом-2». Это интересно. Но какой вывод после этой передачи сделает молодой человек? Что можно жить в вечной тусовке, что не нужны никакие требования к личным отношениям, что профессионализм, гражданская позиция - это не главное в жизни. Поэтому у меня возникает большой вопрос: что эта передача воспитала, какие моральные, этические принципы несет в себе?
Но я считаю, что ответы на такие сложные вопросы не должны давать только представители власти. Их нужно решать вместе с обществом, при этом учитывая современные социально-экономические процессы. Только так мы сможем удержать баланс. А если власть будет давить на общество и рассказывать, что смотреть или читать, мы получим деформированную гуманитарную политику, которую, собственно, и наблюдали в последние годы.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Владимир СЕМИНОЖЕНКО родился в 1950 году в Киеве. Окончил физтех Харьковского университета (1972 год). Руководил первым в Украине академическим научно-технологическим концерном «Монокристаллреактив». Возглавлял Министерство науки и технологий (1996-1998), был вице-премьером (1999, 2001-2002).
Неоднократно избирался народным депутатом (1994, 1998, 2002), работал советником Леонида Кучмы. Являлся первым председателем Партии регионов (2001-2003), более того - эта партия и создана была по его инициативе.