Загрузить еще

Россияне реанимируют подводный флот Украины

Россияне реанимируют подводный флот Украины
Фото: «Запорожье» - единственная отечественная субмарина.

Об этом заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» первый заместитель начальника главного штаба ВМФ России вице-адмирал Олег Бурцев:

- Мы активизируем нашу работу, у нас есть обращение украинской стороны об обеспечении подводной лодки, которую они отремонтировали и которая будет ходить.

- Да, лодка вот уже несколько лет (с 2004 года) стоит в 13-м судоремонтном заводе ЧФ России на ремонте, - пояснили «КП» в пресс-службе ВМСУ. - Выходила в док и снова вернулась. В чем конкретно заключается оговоренная техпомощь, сказать сложно, ведь и без того завод их, специалисты российские. Украинский экипаж находится рядом, помогает.

Но ответа на главный вопрос: каким образом Украина рассчитается за ремонт - взаимозачетами или живыми деньгами? - в Севастополе никто не знает. К тому же бюджет в стране до сих пор не принят.

Процесс реанимации лодки «Запорожье» с переменным успехом идет вот уже семь лет. В январе 2003 году мечта Украины восстановить подлодку чуть было не ушла под воду. Причем в прямом смысле. За столь необходимыми аккумуляторами, которые помог купить почти за 3,5 миллиона долларов покойный ныне министр транспорта Кирпа, в Грецию отправился большой десантный корабль «Константин Ольшанский». На обратном пути он попал в шторм и, если бы не мужество экипажа, мог уйти на дно вместе с АКБ.

Потом «Запорожье» думали продать в Ливию за 50-70 миллионов долларов. Но не сложилось.

СПРАВКА «КП»

«Запорожье» - советская дизель-электрическая подводная лодка проекта. Построена в Ленинграде, на воду спущена 29 мая 1970 года. После раздела Черноморского флота в 1997 году она отошла ВМС Украины.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий БОГДАНОВ, эксперт Центра исследования армии, г. Киев:

- Сотрудничество Украины и России по ремонту лодки в практической плоскости ведется давно. И Россия не раз заявляла и предлагала помощь. Сегодня «Запорожье» выходит на этап швартовых испытаний, и, кстати, в мире нет таких примеров, когда лодка с таким послужным списком после ремонта будет готова выйти в море.

Что касается помощи России, то речь идет, насколько я понимаю, об аварийно-спасательном обеспечении, подстраховке.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Вице-адмирал Владимир БЕСКОРОВАЙНЫЙ, экс-главком ВМСУ: «Лодка всегда нужна»

- Лодка всегда нужна. Дело в том, что это одно из тех направлений, за которым сохраняется перспектива развития военно-морской силы на море. Средства воздушного удара настолько могучие, что надводные корабли становятся привлекательными весьма уязвимыми целями. Защитить их очень тяжело. Сегодня один корабль может выпустить 30-40 ракет, а отразить - 5-6. Средства удара значительно превышают возможности средств обороны. В этой связи лодка имеет ряд преимуществ. Прежде всего она действует скрытно, и ее сложнее, нежели корабль, обнаружить и потопить. Поэтому, вы обратите внимание, все страны мира флот подводный развивают. Придают новые качества, новые боевые возможности. И Америка, и Россия, и вся Европа. Даже Швеция - и та строит подводные лодки, и Норвегия. А мы начинаем сомневаться - нужны нам они или не нужны. Момент истины - реальная война. Возьмите Вторую мировую. На Балтике воевали только лодки, на Черном море только лодки и катера. В то время как боевые корабли прятались.

- Почему?

- Потому что они были очень легкой добычей для немецкой авиации. А сегодня средства воздушного удара на порядок возросли. Надо думать о будущем, а не о сегодняшней политической ситуации. Сегодня она теплая, завтра мир встанет с ног на голову - и все поменяется. Так было в Первую мировую, так было во Вторую. Если жить сегодняшним днем - лодка не нужна. Войны нет, никто нам не угрожает. А завтра?

- Сейчас «Запорожье» стоит в доке. Она не очень старая?

- Все лодки очень старые. И российские, и наша. У турок есть еще значительно старше. Но ведь лодка постоянно проходит модернизацию. Техника обновляется. И поэтому их боевые возможности отслеживаются и корректируются.

 АУДИО: