Олег АНДРЕЕВ, Тарас БУК, Антонина ТУРОВСКАЯ. (20 марта 2010)
Янукович и Медведев построят мост через Керченский пролив

Янукович и Медведев построят мост через Керченский пролив

Комментарии: 30
Идея Януковича понравилась российскому президенту - в мае главы государств обсудят ее детали.

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ НА КАВКАЗ

В четверг новый президент Украины побывал в Крыму. Там он рассказал о своем плане: соединить порт Крым в районе Керчи и порт Кавказ в Краснодарском крае надземной транспортной эстакадой, по которой смогут ходить поезда и автомобили.

- Я думаю, что Россия сейчас очень заинтересована в строительстве этого моста в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014, - сказал Янукович. - Надеюсь, мы с президентом Медведевым 17-18 мая во время его официального визита в Украину примем совместное решение по строительству этого моста. Мы его должны построить как можно скорее.

А вчера Виктор Янукович говорил на эту же тему с президентом России Дмитрием Медведевым по телефону. Медведеву идея понравилась, и он высказал пожелание предметно обсудить в мае, о чем сообщила пресс-служба президента Украины.

Путь через Керченский пролив - кратчайший из Европы на Кавказ. Был бы мост, расстояние до олимпийского Сочи сократилось бы на 400 километров! К тому же иметь прямое железнодорожное сообщение с Россией - давняя мечта крымчан. С другой стороны, проект потребует серьезных вливаний - от 1,2 до 4 миллиардов долларов (в зависимости от выбранного проектного варианта). Кстати, окончательного проекта пока что нет. Всерьез о его разработке последний раз спорили в 2007 году (кстати, тогда Виктор Янукович был премьер-министром Украины).

- Как рабочие тогда рассматривали пять вариантов соединения России и Украины. Первый - «Северный»: от мыса Фонарь до косы Чушка. Второй - «Жуковский»: от поселка Жуковка, вблизи нынешнего порта Крым и существующей паромной переправы. Был и «Еникальский» вариант - от мыса Синягино, и вариант с использованием острова Тузла. Рассматривали также создание подземного тоннеля, как под Ла-Маншем, - рассказал «КП» бывший спикер крымского парламента Анатолий Гриценко. - У каждого из проектов свои плюсы и минусы.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Если говорить о детальных разработках, то сегодня существует только один спроектированный вариант моста через пролив. Его создали в российской фирме «Спецфундаментстрой». Согласно проекту длина мостового полотна составит 4,5 километра, высота - 50 метров над водой. Но это для транспортной эстакады. А для той части моста, которая будет служить для прохода судов по Керчь-Еникальскому каналу, высота над водой должна достигать 68 метров, чтобы под ней могли проходить буровые платформы «Черноморнефтегаза». Добыча топлива и дальше будет вестись как в Черном, так и в Азовском море, и мост не должен стать препятствием для этого...

Где взять деньги? Говорить об этом пока рано, тем более что даже окончательная стоимость сооружения известна с точностью плюс-минус два миллиарда долларов. В 2007 году, когда идея моста обсуждалась в первый раз, делегация из числа членов Совмина Крыма и парламента автономии ездила на переговоры в Краснодарский край. Рассматривали тогда и возможные планы финансирования. Разумеется, можно потратить средства из госбюджетов Украины и России. Или, как вариант, привлечь частных инвесторов, отдав в дальнейшем мост в концессию. Нет сомнения в том, что затраты окупятся в сжатые сроки: магистраль, соединяющая соседние страны, будет оживленной всегда.

А помимо транспортной связи, здесь можно будет проложить водо- и газопроводы, «кинуть» линии электропередач. В Министерстве архитектуры и строительной политики Крыма говорят, что уже разработали три варианта грандиозного строения.

- Важно понимать, что это не мост как таковой, а транспортный переход, - говорит министр Владимир Николов. - То есть это может быть и мост, и подводный тоннель, и дамба. Пока что никаких опор даже не начинали строить, есть только технико-экономическое обоснование. Если два президента таки договорятся, то все придется просчитывать заново. Однако  проект интересный и выгодный для обеих стран: речь идет о транспортном переходе протяженностью 4,5 километра, который позволит осуществлять транзит и перевалку грузов, используя кратчайшее расстояние.

И НЕМНОГО О ТРУДНОСТЯХ

Строительство моста через Керченский пролив для инженеров окажется сложнейшей задачей.

- Морское дно в Керченском проливе представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытую слоем ила толщиной 50 метров, который под действием течений «мигрирует». Ил то намывает «острова», то создает промоины. Такая ненадежная почва может стать угрозой для безопасности конструкции, - объясняют в Украинском институте электросварки имени Патона.

Есть и другое препятствие. Стандарты мостостроительства, когда-то одинаковые в двух странах, в настоящее время сильно отличаются. Вероятно, звучит смешно, но именно эта проблема, по негласному мнению экспертов, может оказаться посерьезнее инженерной. Впрочем, здесь все зависит от политической воли, уверенности в том, что мост должен быть. И в этом смысле символично, что новая страница российско-украинских отношений начинается именно с такого проекта - в прямом смысле соединяющего народы.

ТТХ

  • Длина моста - 4,5 км.
  • Ширина - 22 м.
  • Высота - 50 м над уровнем моря.
  • Пассажиропоток - 10 млн в год.
  • У краев - пешеходные тротуары и две полосы по 7,5 м шириной каждая для движения транспорта.
  • В центре, между автомобильными полосами, - одна или две ж/д колеи.
  • Время строительства - около двух лет. Если  возводить конструкцию одновременно с двух сторон, то можно управиться за 14-16 месяцев.

БЫЛО ДЕЛО

«Царь-мост» уже существовал!

В книге «Воины стальных магистралей» (библиографическая редкость!) мы нашли рассказ о первом возведении моста через Керченский пролив. Его решило строить на захваченной территории руководство фашистской Германии.

В 1943 году министр вооружений Альберт Шпеер приступил к его сооружению для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Гитлер не сомневался в успехе и хотел перебросить на Кубань войска и технику для похода на Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и прочие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили - Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство.

В 1944 году советские войска с треском вышибли фашистов из Крыма, и на берегах Керченского пролива закипела работа. Мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца. В ноябре 1944 года его приняли во временную эксплуатацию.

Правда, судьба этого сооружения оказалась короткой. Поскольку мост не имел ледорезов, северо-восточным ветром из Азова в пролив нагнало лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры. К 20 февраля были повреждены 42 опоры. Сохранились 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Остатки опор мешали судовому движению многие годы. Кстати, за пару дней до катастрофы по мосту проехал личный поезд Клима Ворошилова (он возвращался с Ялтинской конференции).

После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост». Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: «Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году».

И вместо моста была построена паромная переправа, которая действует до сих пор.  

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Мы можем управиться за пару лет»

Несколько лет назад разработать проект моста поручили российской компании «Спецфундаментстрой». Мы поинтересовались у специалистов этой организации, взялись бы они за этот объект сейчас.

- Безусловно, ведь этот мост - крайне важен, - уверен заместитель директора по проектным работам Михаил Арутюнов. - Правда, пока за новой разработкой проекта к нам никто не обращался. Но если что - мы готовы! Наверняка  выглядеть конструкция будет уже по-другому, не так, как должна была в 2007 году, да и денег на ее возведение уйдет больше. Три года назад нам дали задание - рассчитать стоимость строительства по минимуму. У нас вышло около $480 млн. Янукович оценивал конструкции в сумму до $1,5 млрд. Теперь же, думаю, все будет по-другому, и экономить не будут.

- Но и усовершенствованный проект можно будет построить всего за пару лет, сложностей быть не должно, - добавляет первый заместитель гендиректора ООО «Спецфундаментстрой» Юрий Михальский.

Политика

Путин заявил, что попытается наладить отношения с Украиной после выборов
Путин заявил, что попытается наладить отношения с Украиной после выборов 551 1

Глава государства говорит, что российская сторона полностью готова к диалогу.

Санкции против России США будут ужесточать едва ли не каждый месяц
Санкции против России США будут ужесточать едва ли не каждый месяц 278 1

Курт Волкер заявил, что санкции против России США собираются вводить регулярно.

Юрий Крутько - Председатель Аграрной партии Украины согласно официальному реестру Министерства юстиции Украины
Юрий Крутько - Председатель Аграрной партии Украины согласно официальному реестру Министерства юстиции Украины 137

С четверга, 18 Октября 2018 на официальном сайте Министерства юстиции Украины зарегистрирован руководителем Аграрной партии Украины Юрий Крутько.

Происшествия

В Харькове помянули погибших в аварии на улице Сумской
В Харькове помянули погибших в аварии на улице Сумской [фото, видео] 100

К месту трагедии пришли родные жертв и выжившие в резонансном ДТП.

Из поезда  Николаев-Киев  вывели всех пассажиров, ищут взрывчатку
Из поезда "Николаев-Киев" вывели всех пассажиров, ищут взрывчатку 141

К месту происшествия съехались сотрудники полиции и взрывотехники.

В России разбился учебный самолет Л-39
В России разбился учебный самолет Л-39 258

Пилоты успели катапультироваться, их ищут.

Экономика

Нет денег заплатить кредит – объявляй себя банкротом! Объясняем, как это сделать
Нет денег заплатить кредит – объявляй себя банкротом! Объясняем, как это сделать 140

Депутаты проголосовали за закон, призванный урегулировать взаимоотношения банков и заемщиков, которые не смогли расплатиться по долгам. Чем хорош этот закон для простых людей?

В Ukrlandfarming Бахматюка рассказали, как решают проблему нехватки кадров из-за трудовой миграции
В Ukrlandfarming Бахматюка рассказали, как решают проблему нехватки кадров из-за трудовой миграции 203

Аграрный сектор страны страдает от нехватки работников из-за быстрого роста агробизнеса и трудовой миграции за рубеж.

Рада одобрила госбюджет-2019 в первом чтении
Рада одобрила госбюджет-2019 в первом чтении 228

Проект госбюджета-2019 рассчитали по курсу 29,4 гривны за доллар.

Общество

Поругавшиеся из-за русского языка в Казахстане врач и пациентка помирились
Поругавшиеся из-за русского языка в Казахстане врач и пациентка помирились [видео] 23

Оказалось, что изначально ссора возникла из-за некорректного вопроса.

Ах, зачем же нам всем в наказанье листья жгут, листья жгут
Ах, зачем же нам всем в наказанье листья жгут, листья жгут 295

Экологи утверждают: опавшей листве можно найти куда более полезное применение.

Обещать - не значит жениться
Обещать - не значит жениться 706

Стоит ли ждать предложения руки и сердца годами? Или лучше сменить кавалера и не мучиться?

Светская хроника и ТВ

Сергей Лозница: Украинский дубляж для фильма  Донбасс  - это довольно странно
Сергей Лозница: Украинский дубляж для фильма "Донбасс" - это довольно странно [фото, видео] 323

В прокат вышел фильм одного из самых известных украинских режиссеров.

На наряды для шоу Оли Поляковой потратили 100 тысяч долларов
На наряды для шоу Оли Поляковой потратили 100 тысяч долларов [фото, эскизы] 125

"КП" в Украине" поинтересовалась у создателей концертных костюмов певицы, на что ушли такие деньжищи.

Максакова сообщила, что неизвестные люди выселяют ее из киевской квартиры
Максакова сообщила, что неизвестные люди выселяют ее из киевской квартиры 1086

Певица рассказала, что в ее жилье ворвались 15 человек, заблокировав няню и сына.

Спорт

Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения
Кокорину и Мамаеву выдвинули очередные обвинения

Спортсменов снова обвиняют в побоях. Все материалы объединены в одно дело.

Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА
Григорий Суркис заканчивает карьеру в УЕФА 346

Известный украинский футбольный функционер Григорий Суркис в данный момент является вице-президентом УЕФА, и его полномочия в этой организации истекают в 2019 году.

Украинских игроков команды  Карпаталья  навсегда дисквалифицировали
Украинских игроков команды "Карпаталья" навсегда дисквалифицировали 801 2

Спортсмены приняли участие в так называемом чемпионате непризнанных государств - турнире ConIFA World Football Cup.