Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Виктор Ткачук, рекламный аналитик: «Янукович с 2004 года опирался на «позднее большинство»

Синий синему не враг  

- Виктор, я знакома с вашим утверждением:  предвыборная-кампания  лидера Партии регионов, которую проводили до первого тура голосования,  вобрала в себя наработки  других претендентов на пост президента Украины. Виктор  Янукович успешно «мимикрировал» под них  – да так, что соперники  не заметили, а Виктор Федорович оказался в выигрыше. Что за супертехнология такая?

- Несмотря на то, что слоган был, как принято в рекламной классике, единый  – «Янукович - эффективный лидер!» - в некоторых  роликах он модифицировался под других кандидатов.  Там узнавались слоганы Тигипко, Яценюка, Литвина.  И даже Тимошенко с посылами «працює» и «вона працює»!  Вот, чтоб не быть голословным, таблица: 

Слоган другого кандидата

Слоган Януковича

Врятувати країну. Арсеній

Віктор Янукович - лідер, який врятує державу.

Сильний президент - сильна країна!

Сергій Тігіпко

Для цього потрібен сильний та ефективний лідер.

Цей лідер - Віктор Янукович.

Країні потрібен Литвин

Вона працює. Юлія Тимошенко

Україні потрібен ефективний лідер, з яким вона запрацює.

Вона працює. Юлія Тимошенко

Віктор Янукович - ефективний лідер, з яким Україна запрацює.

Большинство экспертов изначально  предполагало: во второй тур выборов выйдут Виктор Федорович и Юлия Владимировна.  Именно они развернут борьбу за перетягивание избирателей, уже «потерявших» своих кандидатов. У Януковича о подобной перспективе  побеспокоились заранее, еще перед первым туром.

- Полагаете, это делали сознательно, не от нехватки собственного креатива?

- Конечно. Когда  только в одном слогане наблюдается сходство, можно предположить оплошность. Но тут была система.  Сильный ход, который на уровне подсознания приближал Януковича непосредственно к «чужому» электорату.

- Странно, что в штабе соперников не обращали внимание на сходство продукции…

- У Тимошенко – в том числе. Иначе  подняли бы шум, обвинили  Януковича в плагиате как минимум.  Реализовывался перехват  осторожно,  в первую очередь на радио.

Удельный вес «своих» и «заимствованных» идей  распределился следующим образом. Перед первым туром у Виктора Януковича было 15 роликов на радио, 3 из них содержали слоганы «непроходных» конкурентов, а 8 – содержали «брендовое» слово Тимошенко – «працює».

Однако перед вторым туром этот ход уже не применяли. С моей точки зрения, напрасно.

Еще любопытная деталь. Сергей Тигипко  перед первым туром выборов  «мимикрировал»  под Януковича: синий  фон его баннеров  напоминал фирменный цвет главного регионала Украины. И если в первом туре такие ассоциации играли  на Тигипко, то во втором – на Януковича. Особенно в восточных областях страны, где Сергей Леонидович занял второе место. Эти области традиционно лояльны к Януковичу. И избирателям Тигипко требовался совсем незначительный фактор, который  сознательно или подсознательно подтолкнул бы к окончательному решению. Синий синему не враг!

- Хотите сказать, что  Тигипко не случайно воспользовался параллелями?

- Без всякого сомнения. В штабе Тигипко действовали последовательно. В зените рекламной кампании запустили сообщения о том, что Сергей Тигипко  опережает Арсения Яценюка.

- Гораздо круче: утверждали, что  Тигипко попадет  во второй тур!

- При этом реальной картины никто из рядовых избирателей не знал и знать не мог. Следующая «новость» выглядела так: Сергей Тигипко перехватил у Юлии Тимошенко симпатии среди городского населения. А в некоторых целевых аудиториях он, мол,  и Виктора Януковича  обходит!

Владимир Литвина, сам того не желая, тоже сыграл в пользу Януковича. Его слоган «Тільки він гідний бути президентом України», отложившись в памяти, во втором туре работал на кандидата-мужчину.  

Скоро ли победят новаторы? 

- Виктор, у меня, как у потребителя  рекламы, сложилось ощущение: в штабах Януковича и Тимошенко перестарались, когда  львиную долю роликов посвящали «играм на понижение» оппонента. В итоге оба политика предстали в крайне невыгодном свете, правда?

- Последствия  уже не замедлили сказаться: значительную часть избирателей не устроила перспектива выбирать меньшее из двух зол (4,4% в 2010 против 2,34% в 2004 году). Но, как по мне, выиграла Украина.   И победитель  президентской кампании-2010, и проигравший ускорили приход новых политических элит. Я имею в виду не только перспективы Сергея Тигипко и Арсения Яценюка – называть их , немало поработавших на высоких  государственных постах, совсем  новыми как-то неловко. Речь идет о действительно неизвестных сегодня людях, которые будут соответствовать запросам общества на лидера нового формата.

- Ну а пока, в соответствии с афоризмом Леонида Кравчука, первого президента и экс-доверенного лица Юлии Тимошенко, мы имеем то, что имеем… Реклама Тимошенко выглядела зрелищно, остроумно, эффектно, в полном соответствии с образом героини. Ролики Виктора Януковича на ее фоне казались более статичными, консервативными.

Накануне 7 февраля  вы предположили: именно стратегия  Януковича окажется для избирателей предпочтительной. Почему это, по-вашему,  предвещало победу?

 - Главный плюс Януковича: он не отклонялся от линии своих кампаний, которые были реализованы с 2004 года. Ведь в ту пору его поддержал достаточно большой процент людей. Те же тезисы регионалы использовали и на парламентских выборах. Постоянство привлекательно для большинства людей! ( Напомню, впрочем: сейчас мы обсуждаем только влияние рекламы и пиара на выборы-2010, другие факторы не рассматриваем.)

В маркетинге известна так называемая модель Роджерса. Суть ее состоит в том, что люди разделяются на новаторов, ранее большинство, позднее большинство и консерваторов. Новаторы составляют 2,5 процента, не только в Украине, в любом другом обществе. Это быстро воспринимающая, быстро реагирующая категория граждан. 13,5 процентов - ранние последователи,  34 процента – ранее большинство. Они несколько медленнее «доходят» до необходимости перемен. Те же 34 процента у позднего большинства и 16 – у консерваторов.

Позднее большинство  крепко держится собственных  взглядов, редко от них отказывается, хотя донести «поздним»  нужный посыл непросто. Но уж если они поверят в кого-то…

Технологи Виктора Януковича работали на эту категорию с 2004 года, включая плановые и досрочные парламентские выборы. И теперь они точно знали, на кого опираются. В первом туре результат в 35 процентов голосов был обеспечен в основном за счет позднего большинства! То, что избиратели Януковича традиционны и скептичны,  доказывается также тем, что результат Партии Регионов на выборах в парламент и в 2006 и в 2007 годах был поразительно близок все к той же магической цифре 34 – 32,12 % и 34,37% соответственно. 

Второй тур также показал:  люди рисковать не хотят. Что в условиях кризиса потребность в стабильности, которую несет в себе Янукович (по крайней мере, с экранов телевизоров), больше чем потребность в «новом пути», который предлагала Тимошенко.  

Визитка «КП»  

Виктору Ткачуку  двадцать шесть лет. У него-  высшее медицинского образование. На последних курсах вуза  парень сотрудничал с рекламным агентством, которое продвигало социальный проект. Малышей на приеме у врача «награждали за смелость» упаковкой сока, чтобы дети не боялись в следующий раз профилактических посещений поликлиники. Эффект оказался настолько впечатляющим, что Виктор «изменил» медицине и занялся изучением технологий влияния  рекламы на более взрослые категории населения.

 Что важно: Ткачук не относится к так называемой старой школе политологов- социологов-пиарщиков, которым привычно делать прогнозы под заказ  определенных политических сил или партий. Возможно, это и есть росток того гражданского общества, где независимость взглядов и выводов становится нормой жизни? 

Фото автора

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

У Тихановской представили результаты своего подсчета голосов на выборах в Беларуси
У Тихановской представили результаты своего подсчета голосов на выборах в Беларуси 280 2

По данным штаба "Голос", собранная база данных свидетельствует о том, что результаты президентских выборов сфальсифицированы.

Зеленский – о выдаче  вагнеровцев  России: Это странно, некорректно и точно неприемлемо
Зеленский – о выдаче "вагнеровцев" России: Это странно, некорректно и точно неприемлемо 210 1

По словам президента Украины, "избежать ответственности никто не сможет".

Ожидали от Беларуси другого решения. У Зеленского с сожалением восприняли выдачу  вагнеровцев  России
Ожидали от Беларуси другого решения. У Зеленского с сожалением восприняли выдачу "вагнеровцев" России 368 5

Украина разочарована и считает такой поступок недружественным шагом.

Происшествия

Судовладелец танкера Delfi подал в суд иск о  запрете любых действий  с судном
Судовладелец танкера Delfi подал в суд иск о "запрете любых действий" с судном 80

Об этом сообщил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

В Офисе Генпрокурора объяснили задержание днепровского ректора
В Офисе Генпрокурора объяснили задержание днепровского ректора 489

По версии следствия, он потребовал взятку за возвращение имущества.

Скандальный Вадим Титушко на пару часов стал вторым человеком в боях без правил на Киевщине
Скандальный Вадим Титушко на пару часов стал вторым человеком в боях без правил на Киевщине [фото, обновлено] 3630 4

Несмотря на то, что спортсмен подозревается в разбое и ждет суда, его назначили вице президентом федерации - но тут же уволили.

Экономика

Курс валют на выходные: сколько стоит доллар и будет ли дешевле
Курс валют на выходные: сколько стоит доллар и будет ли дешевле 136

Гривна укрепляется без перерывов на выходные.

Государство не заинтересовано в развитии  Мотор Сичи , - адвокат компании-акционера
Государство не заинтересовано в развитии "Мотор Сичи", - адвокат компании-акционера 162 2

Адвокаты подали апелляционную жалобу на постановление об аресте акций.

Эстонские фермеры идут в суд:  Наших  украинцев депортировали несправедливо!
Эстонские фермеры идут в суд: "Наших" украинцев депортировали несправедливо! 469 2

Трудовые мигранты 46 раз нарушили условия карантина, поэтому их выдворили из страны.

Общество

Яблочный спас 2020: Основные правила и запреты
Яблочный спас 2020: Основные правила и запреты

Яблочный Спас - не переходящий праздник и ежегодно отмечается в один и тот же день.

Украинцы доплачивают  врачам и много тратят на лекарства
Украинцы доплачивают врачам и много тратят на лекарства 357

Главные проблемы украинской медицины глазами населения.

Гороскоп для всех знаков зодиака на 16 августа
Гороскоп для всех знаков зодиака на 16 августа 188

Девы, вам будет скучно, нужна компания. Рыбы, будьте серьезнее, все хорошо в меру.

Светская хроника и ТВ

Alyosha родила дочь: первое фото малышки
Alyosha родила дочь: первое фото малышки [фото] 140

Певица и ее супруг Тарас Тополя стали родителями в третий раз.

Лобода показала  свои лучшие творения   - дочерей
Лобода показала "свои лучшие творения" - дочерей [фото] 263

Поклонники подчеркнули, что за лето Ева и Тильда очень выросли.

Даша Астафьева показала голую грудь
Даша Астафьева показала голую грудь [фото] 790

Певица разделась для фотосессии.

Спорт

 Бавария  уничтожила  Барселону  в четвертьфинале Лиги Чемпионов - 8:2
"Бавария" уничтожила "Барселону" в четвертьфинале Лиги Чемпионов - 8:2 602 1

За первые полчаса баварцы забили пять голов. Правда, один - в свои ворота.

Почему  Шахтер  точно выиграет Лигу Европы. Как украинские команды играли в полуфиналах еврокубков
Почему "Шахтер" точно выиграет Лигу Европы. Как украинские команды играли в полуфиналах еврокубков 300

"Горняки" в третий раз в своей истории вышли в полуфинал второго по значимости футбольного еврокубка

Экс-игрок  Шахтера  переходит в  Арсенал
Экс-игрок "Шахтера" переходит в "Арсенал" 216

Виллиан меняет один лондонский клуб на другой