Штаб кандидата в Президенты Юлии Тимошенко в воскресенье 17 января был открыт в пятизвездочном отеле «Хаят» с трех часов дня. Его роскошные интерьеры и изысканные блюда, которыми потчевали многочисленных журналистов, впрочем, плохо сочетались с ощутимым напряжением, в котором проходили брифинги самой Юлии Владимировны, а также ее помощников.
НЕТ ТОГО ВЕСЕЛЬЯ…
Украинские журналисты, равно как и их коллеги из других стран, тихо обсуждали «скучные» выборы, неспешно пережевывая предложенную еду. Кормили здесь от души: оливье, рыба, мясо, множество сладостей и сливы, в изобилии разложенные на столах. Телевизоры, которые должны были транслировать пресс-конференции из зала, передавали беззвучную картинку, тем более что большинству и без звука все было понятно. Да и лихорадочного волнения президентской гонки 2004 года не было в помине. С одной стороны ждать повторения было бы глупо, но и унылые выборы-2010 оставили впечатления тягостные.
В штабных кулуарах периодически мелькали известные бютовцы и другие политики. Но журналисты особой активностью не отличались, и, некоторое время помыкавшись в кулуарах, удалялись отсюда по-английски (перемещаясь в штаб Янукович а, который был расположен в трехстах метрах от «резиденции» Юлии Владимировны).
Чтобы хоть как-то удержать иностранную прессу в бой был выпущен Григорий Немыря. Вице-премьер по вопросам внешней политики на безупречном английском объяснял журналистам , как стремительно начнет развиваться украинская экономика, когда Юлия Тимошенко станет Президентом, при этом сравнивая в своем спиче изящную Юлию Владимировну с мускулистым Бараком Обамой.
Ровно в восемь, когда страна замерла в ожидании результатов экзит-полов, к СМИ спустился первый вице-премьер Александр Турчинов.
- Выборы проходили в сложных условиях. Было много фальсификаций и злоупотреблений. Причина – большинство от Партии Регионов в ЦИК, - констатировал Турчинов.
Учитывая то, что результаты опроса и так легкой победы Тимошенко во втором туре не сулят, мрачная фигура ее соратника в темном одеянии (на Турчинове был черные костюм и водолазка) еще больше навевала мысли о последнем и решительном бое.
- То, что демократические силы не объединились, дало то, что не объединились и итоговые результаты, - сокрушался Александр Турчинов. - И с небольшим отрывом лидирует Виктор Янукович.
ЛЕДИ Ю «ВСЯ В БЕЛОМ»
Явление перед журналистами Юлии Владимировны должно было серьезно разрядить обстановку. Ее легкая фигура, облаченная в белую водолазку, должна была сыграть на настроении прессы, все еще пребывающей под влиянием инквизиторского наряда Турчинова. Вот только сама Тимошенко для «победительницы» была слишком бледна, а глаза уже ближе к ночи приобрели отчетливый красноватый оттенок. И хоть говорила Тимошенко как всегда эффектно, некоторая грусть в голосе все же сквозила.
- Я бы хотела обратиться к тем людям, которые голосовали за других демократических кандидатов. Демократические силы будут объединены. Я понимаю тех людей, которые голосовали за Тигипко и Яценюка, они хотят перемен, и я их обеспечу. Я понимаю тех, кто голосовал за Ющенко, они хотят европейское развитие. Я обеспечу и это. Я открыта к переговорному процессу, чтобы двигаться дальше, - именно в такой ни к чему не обязывающей, манере прозвучало приглашение к сотрудничеству для других кандидатов.
Из трех предложенных экзит-полов в штабе Тимошенко признали лишь один, тот - в котором отрыв между ней и Януковичем был минимальным.
- Есть один экзит-пол, который не был проплачен – это национальный экзит-пол. Все остальные– заказные PR-технологии. – пояснила сама Юлия Владимировна.
Но даже согласно признанным штабом Тимошенко данным, она все равно проигрывала на 4,3%, хотя старалась при этом держать лицо.
- Я уверена, что рука Янукович не ляжет на Пересопницкое Евангелие, - отрезала премьер. - Это очевидный яркий итог первого тура.
БИТВА ЗА ТИГИПКО
Ради получения дополнительных голосов во втором тур Тимошенко не скрывала, что готова на некоторые уступки.
- Я готова простить кандидатам их резкие высказывания, - ласково пообещала она, понимая, что договариваться придется.
- А если ваш конкурент первым договориться с Сергеем Леонидовичем? – спросили журналисты.
- Я уверена, что Тигипко может понравиться Януковичу. Но я точно знаю, что людям, которые голосовали за Тигипко, не понравится Янукович, - уверила Юлия Тимошенко. - Голосовать за Януковича все равно, что голосовать за возврат пещерного времени.
Прокомментировала кандидат в Президенты и скандальную ситуацию с грузинскими наблюдателями, не забыв встапить шпильку в бок Партии Регионов, которая имеет в Центризбиркоме большинство.
- В каждой нормальной стране не разделят наблюдателей по стране, которую они представляют, - сокрушалась Юлия Тимошенко. - Важно, что большинство в ЦИК просто пытается закрыть выборы, не допустить наблюдателей, которые знают, как происходят фальсификации. К сожалению, команда Януковича демонстрирует закрытость.
Впрочем, какими бы оптимистическими планами не хотели бы похвастаться кандидат в Президенты, свои избирательный штаб они в эту ночь закрыли значительно раньше, чем планировали. Уже в полночь в Хаяте ничего не напоминало о том, что здесь был штаб Тимошенко.
МНЕНИЕ
ОДНОПАРТИЕЦ ТИМОШЕНКО СРАВНИЛ ЕЕ С МЮНХАУЗЕНОМ
Тимошенко накануне второго тура выборов пообещала не менять стратегии избирательной кампании.
- Я буду сама собой, - заверила она. - Я всегда была сама собой.
О том, как может сложиться сценарий развития событий в Украине при победе или проигрыше Юлии Тимошенко, мы поинтересовались у ее соратника, Андрея Шкиля.
- Когда придет Тимошенко, мы знаем, что будут проблемы. Мы знаем, какими они будут, - признается народный депутат. - Но эти проблемы никогда не приведут к тому, чтобы в Украине произошли необратимые процессы. Тем Мюнхгаузеном, который за волосы вытянет Украину из болота, будет не Янукович. А только Тимошенко. Я не вижу перед собой никаких размышлений. Даже если мы будем в оппозиции, мы выживем, а Янукович не выживет как политическая фигура. Я думаю, что если бы мы стартовали как оппозиция, то победа у нас была бы в первом туре. Я такой результат, стартуя с позиций власти, не показывала еще ни одна власть в Украине. Но мы готовы к любой работе.