Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Останется ли Украина парламентско-президентской республикой?

Останется ли Украина парламентско-президентской республикой?
Фото: Главное ожидание общества сводится к стабильному пути развития Украины, а не к выяснению, какая политическая сила «лучше».

Началась настоящая цепная реакция. Лидеры гонки обвиняют друг друга в подготовке фальсификаций, проводят демонстрации, даже до драк дело доходит. Телеканалы и печатные СМИ это транслируют, эксперты строят безрадостные прогнозы. Все увлечены конфликтами, уверены в том, что именно их план ведения войны окажется самым эффективным. Между тем, уверен, избиратели устали от политических войн. Мало того, новые витки разоблачений и взаимных упреков, которые раздражали избирателей и раньше, и сейчас, в момент обострения, повлияют на результаты второго тура. Уже очевидно, что расклад сил во втором туре может оказаться совершенно не таким, каким его прогнозировали еще месяц назад ведущие политические эксперты. И, кстати, многие из экспертов разделяют мое мнение по этому поводу. Поэтому попытаемся проанализировать, что же раздражает избирателей в поведении ведущих политических сил.

Конституция не виновата

Анализируя поведение лидирующих кандидатов, эксперты отмечают: при кажущихся отличиях и непримиримых противоречиях, получив должность, они будут действовать одинаково - начнут менять Конституцию под себя. То есть у нас наметилась тенденция перехода к управляемой демократии. Или к диктатуре, если хотите. Политологи обращали на это внимание множество раз. 

«Тимошенко очень радикальная, этого боятся. А президент - это символ нации, нечто непоколебимое, устоявшееся. Ураганы никогда не бывают в позитивном плане полезными для природы, для людей... А Тимошенко - это ураган», - вот мнение профессора политологии университета «Украина»  Валерия Бебика.

А вот его же мнение, но о другом лидирующем кандидате: «Виктор Янукович психологически немного устал, и это по нему видно. При его победе на выборах тоже будут конституционные изменения, но, возможно, не такие революционные. Янукович не является человеком революционного темперамента, но как президент он захочет больших полномочий. Это желание будет побуждать его к конституционным изменениям и к роспуску парламента», - прогнозирует Валерий Бебик.

Даже Виктор Ющенко, у которого нет шансов на победу, имеет виды на изменение Конституции. «Угрожающе звучит заявление Ющенко о том, что он распустит парламент, если тот не примет его проект Конституции. Ну нет такой нормы в Конституции. То есть психологически, субъективно он - демократ, а институционально - нет...» - подчеркнул профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань.

Таким образом, у избирателей складывается впечатление, что и Тимошенко, и Янукович, и Ющенко не говорят всей правды о том, что намерены делать в случае победы на выборах. Избирателю приходится додумывать за них, строить прогнозы. И прогнозы, как правило, выходят мрачными в силу традиционного недоверия, существующего между электоратом и политикумом. Избиратели, по моему мнению, запросто проголосовали бы за «третьего» кандидата, если его программа и позиция по основным вопросам были бы понятными.

А чем же политики оправдывают намерение переписать Конституцию под себя? Несовершенством Основного закона, мало того - несовершенством всей парламентско-президентской модели. Эта модель, на мой взгляд, не то чтобы несовершенна. Просто она оставляет недостаточно полномочий одному - любому, кстати, - государственному руководителю. Премьер, например, зависит от парламента; сам парламент - от эффективности правящей коалиции; коалиция - от согласия вошедших в нее фракций… Президента ограничивает Конституция, и он, в нынешней модели, не то что шашкой должен махать, он должен добиваться компромисса противоборствующих сторон, в парламенте, правительстве или судебной системе. Именно в этом - находясь над схваткой, консолидировать политическую систему - заключается его задача. Такая же задача, по сути, касается его внешнеполитической деятельности, он должен искать компромиссы на международной арене. Мало для того, кто привык шашкой махать? Зато очень эффективно с точки зрения развитого демократического общества, к которому мы стремимся…

Оценивая лидерскую позицию Литвина, многие эксперты подчеркивают, что он-то как раз единственный из кандидатов в президенты, который понимает задачи президента в парламентско-президентской республике. Мало того, он, пожалуй, единственный кандидат, который личностно соответствует этим задачам. Владимир Фесенко по этому поводу, например, говорит так: «Литвин больше склонен к парламентско-президентской модели, к компромиссам. По разным вопросам - и во внешней, и в экономической политике». 

Рвущиеся к сокрушительной победе

Еще один момент - то, что, собственно, говорят сами политики. Ведь слушает их Украина с предельным вниманием. И разумеется, среди многократно повторяющихся «правильных» фраз вылавливает «неправильные», пусть даже сказанные единожды, случайно, но выдающие, возможно, истинные намерения политиков. Не надо быть героем Тима Рота из телесериала «Теория лжи», чтобы ощутить за сказанным их реальные мысли.

Когда во время «Таврийских игр» премьеру подарили белого тигренка, названого ТигрЮля, Тимошенко знаково пошутила: «Я уже мечтаю взять его куда-то на политические переговоры, особенно когда он немножечко подрастет».

Уже во время предвыборной кампании в эфире телеканала ICTV она заявила: «Стране нужен железный порядок во власти. Первая задача - выстроить четкую систему власти, порядок. Но не порядок по понятиям. Это тоже есть такой порядок, когда можно, чтобы понятия подменяли законы».

В интервью украинскому журналу «Фокус» премьер разъяснила: «Когда я говорю о диктатуре, то имею в виду диктатуру закона и диктатуру справедливости. Да, стране нужна твердая и сильная рука... Меня часто пытаются изобразить неким монстром, который после президентских выборов будет ходить с топором и отсекать головы всем неугодным... Как говорил Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», «бить буду больно, но аккуратно».

Не менее интересны высказывания Виктора Янукович о своем видении власти: «Это не балалайка - одна палка, две струны - я хозяин всей страны», - сказал он однажды.

«Мы должны сказать «нет» «оранжевой» команде и тем, кто в них перекрасился. Мы должны стереть с политической карты страны оранжевый цвет», - говорит он.

Партия регионов уже подала заявки на проведение массовых акций в Киеве после выборов президента 17 января. Виктор Янукович предупредил, что в случае необходимости Партия регионов имеет возможность созвать людей в Киев со всех регионов Украины. «И сделаем им такой Майдан, который они запомнят надолго», - подчеркнул Янукович.

Бывший премьер и нынешний оппозиционер пообещал: «Повторения 2004 года не будет, победа наша с вами будет сокрушительной... и это будет приговором этой власти, которая в 2004 году отобрала у нас с вами победу... Я не хотел, чтобы матери потеряли детей, жены - мужей. Я не хотел, чтобы по великой реке Днепр по течению поплыли трупы из города Киева. Я не хотел на крови получить власть…»

Глава государства как гарант общественного согласия

Помимо предупреждения об угрозе диктатуры, аналитики не устают обращать внимание на то, что обещания основных кандидатов не соответствуют должности президента.

«На самом деле полномочия президента ограничиваются кураторством над министерством иностранных дел, ролью главнокомандующего недофинансированной правительством армии… Президент - это гарант прав людей, демократии. Социально-экономическим развитием Украины занимаются правительство и парламент», - опять-таки говорит Валерий Бебик.

Сейчас политики часто говорят, что необходимо усиливать президентскую власть, потому что иначе президенту просто не хватит рычагов, чтобы вывести страну из кризиса. Но парадокс в том, что, например, Литвину таких рычагов достаточно и в нынешней системе. Он не только предлагает программу преобразований в стране без изменения конституционного строя, но и критикует оппонентов за то, что, раздавая обещания, которые невозможно осуществить в пределах полномочий президента, они, по сути, призывают к изменению Конституции.  

«Это свидетельствует о том, что люди, которые идут на этот пост, либо совсем не читают Конституцию, либо сознательно делают так, чтобы спровоцировать конфликт в Украине, чтобы установить монополию на власть, - подчеркивает Литвин в своих выступлениях, говоря о конкурентах, дающих обещания, выходящие за рамки президентских полномочий. - Президент должен знать и чувствовать страну, обеспечивать стабильность, согласовывать общественные интересы, пропагандировать ту политику, которая консолидирует, стабилизирует и обеспечивает развитие. Чтобы получить поддержку людей, президент должен быть моральным и мудрым…»

Я считаю, что главное ожидание общества как раз и сводится к стабильному пути развития Украины. Без революций, потрясений и конституционных реформ каждые пять лет, когда всякий вновь избранный президент будет переписывать Основной закон под себя. Усовершенствовать и развивать имеющееся, а не разрушать до основанья и строить заново - как раз та позитивная политическая позиция, которую ожидает общество. Формулируется это простыми словами: «Лишь бы после выборов хуже не стало»… Именно такой позитивной позиции и не хватает большинству лидеров гонки.