Загрузить еще

Как победить коррупцию?

Как победить коррупцию?
Фото: Владимир Литвин предлагает приравнять коррупцию к государственной измене.

Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Украина… Казалось бы, между упомянутыми странами и нашим государством ничего общего быть не может. Но это не так. Именно в таком окружении оказалась сегодня Украина в рейтинге коррумпированности различных стран мира, составляемом ежегодно экспертами международной организации Transparency International.

Рейтинг 2009 года показал, что за последние годы наше государство скатилось по уровню коррумпированности с 99-го места (2006 год) до 146-го, на котором соседствует с упомянутыми солнечными странами. Всего в списке фигурируют 180 суверенных государств. До «дна» не так уж и далеко…

В СКАНДИНАВИИ ВЗЯТОК НЕ БЕРУТ

На сегодня известны две доказавшие наибольшую эффективность схемы борьбы с коррупцией. Первая - так называемая сингапурская. Главное место в этой схеме занимает жесткий контроль государства над деятельностью чиновников, помноженный на серьезное ужесточение наказания за коррупцию. Схема предполагает также дерегуляцию экономики, упрощение налогообложения, повышение независимости судов и зарплат чиновников. Однако главный упор делается все же на жесткое неотвратимое наказание коррупционеров.

Вторая схема - шведская, или скандинавская, которая делает упор на ликвидацию самой возможности коррупции. Достигается это за счет либерализации экономики, максимальной публичности в государственных делах и высоких этических норм, которые государство ставит перед госслужащими.

Что касается наказаний, то, например, в Финляндии, также добившейся больших успехов в борьбе с коррупцией (эта страна несколько лет подряд возглавляла список Transparency International как самая некоррупционная), наказание за взяточничество даже по украинским меркам просто смешно и максимум, что может получить взяточник, - четыре года тюремного заключения. Но это если нарушение очень серьезное. Обычно же чиновник отделывается штрафом.

Впрочем, схема построена на принципе «не в деньгах дело»: помимо штрафа чиновник получает такую порцию презрения от сограждан, на фоне которого даже тюремное наказание кажется благодатью.

ТОРМОЗ ЭКОНОМИКИ

Сегодня успешные схемы борьбы с коррупцией взяло себе на вооружение большинство стран мира. А что же Украина? По какой схеме борется с коррупцией наше государство? Да ни по какой! И это несмотря на то, что коррупция сегодня стала настоящим бичом экономики.

- Коррупция и коррупционные связи в экономике формируют определенную экономическую модель, - рассказывает заведующий отделом Совета по изучению производительных сил Украины НАНУ профессор Евгений Хлобыстов. - В этой модели отношения развиваются не через экономические связи, а через схемы, основанные на преференциях, получаемых за счет взяток. Потребитель вынужден покупать не тот товар, который является лучшим, а тот, за которым стоит более удачная коррупционная схема. Так, коррупция в конечном итоге отражается на потребителе.

Почему же украинский бизнес, имеющий влияние на государственную политику, не борется с коррупцией, которая его уничтожает?

- В политику и власть сегодня интегрирован в основном большой бизнес. А он не заинтересован в борьбе с коррупцией, потому что большой бизнес сегодня - это тоже определенная модель коррупции в государстве. Для того чтобы ситуация изменилась, политическая система должна быть дистанцирована от большого бизнеса, от представителей кланов, - отмечает Евгений Хлобыстов.

Какой вывод напрашивается из сказанного? Вопрос борьбы с коррупцией нужно решать все-таки посредством политики. В этом плане, безусловно, большие надежды возлагаются на предстоящие выборы. Анализ программ нынешних кандидатов в президенты ведет к однозначному выводу: при всем многообразии идеологий и направлений, по которым политики намерены двигать страну, одна из наиболее серьезных программ борьбы с коррупцией есть у председателя Верховной Рады Владимира Литвина. В своей программе спикер отводит борьбе с коррупцией отдельный раздел, в котором тщательно выписывается буквально каждый шаг будущего главы государства в данной сфере.

КАКОЙ ПУТЬ ВЫБРАТЬ НАШЕЙ СТРАНЕ?

На первый взгляд анализ «аникоррупционной» части предвыборной программы Литвина говорит, что председатель Верховной Рады отдает предпочтение сингапурской модели борьбы с коррупцией.

«Приравнять коррупцию к государственной измене. Обязательное декларирование доходов и расходов госслужащих, членов их семей; лишать пенсионного обеспечения госслужащих, которые привлекаются к ответственности за взяточничество, злоупотребление служебным положением. Обязательная конфискация незаконно приобретенного имущества; отменить условные сроки и амнистию по коррупционным статьям; запрет госслужащим высших рангов работать в коммерческих структурах на протяжении трех лет после увольнения с госслужбы; переаттестация государственных служащих на предмет проверки их профессиональной пригодности и принадлежности к коммерческим структурам; восстановление народного контроля; разработка стандарта качества государственных услуг, которые предоставляют населению чиновники. Немедленное увольнение тех, на кого есть жалобы граждан…» - вот какие рецепты содержит программа Литвина.

Там же отдельно выписано предложение восстановить народный контроль.

- В Советском Союзе существовал народный контроль. В этих структурах штатно работало мизерное количество людей, зато был общественный актив. Те же учителя, врачи, военные, которые ушли на пенсию. Они могли изучить любую жалобу человека, разобраться. А сегодня, скажите, к кому людям обращаться? Но я рассматриваю народный контроль не как возвращение к прошлому, а как один из институтов гражданского общества. В стране много людей, которым не надо платить денег, им достаточно внимания: грамоты или знака отличия, и они будут работать за идею, будут помогать обществу, именно помогать, а не пытаться жить за гранты, - объяснил в одном из интервью схему осуществления народного контроля сам Владимир Литвин.

Отметим, что внедрение схожей схемы в некоторых государствах не так давно уже дало сильнейший положительный эффект.

Впрочем, более тщательное изучение программы Владимира Литвина дает основания говорить, что спикер не предлагает стране сингапурский вариант в чистом виде.

«Содействие малому и среднему бизнесу, уменьшение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и процедур получения кредитов, создание государственной системы поддержки начинающих предпринимателей, введение в практику заявительного характера регистрации предприятий; утверждение Избирательного кодекса, внедрение выборов в Верховную Раду по открытым спискам, в местные органы власти - по мажоритарной избирательной системе; внедрение публичного механизма отчетности депутатов, упрощенной системы их отзыва…» - все эти пункты из программы Владимира Литвина по либерализации экономики и усилению прозрачности и ответственности в политике являются своеобразными элементами шведской системы.

То есть, по сути, Украине предлагают собственную схему борьбы с коррупцией, взявшую лучшее из того, что на сегодня придумано и опробовано в мире. Получается, что Литвин выработал собственную модель борьбы с коррупцией с учетом украинской специфики.

Понимание того, что вопрос одним только ужесточением наказания для коррупционеров не решить, пришло к спикеру давно.

«Я предлагаю таким образом бороться с коррупцией: проголосовать пакетом за отмену депутатской неприкосновенности, отмену всех льгот, отмену выборов на пропорциональной основе, за уменьшение количества депутатов до 300 и провести еще одни досрочные выборы в округах» - эта цитата, произнесенная спикером в разгар парламентских дебатов по вопросам борьбы с коррупцией, датируется 2007 годом. Кто знает, если  бы другие политики прислушались к этой рекомендации, проявили политическую волю и желание реально бороться с «бичом экономики», может быть, и не фигурировала сегодня Украина в списке индекса коррупции в компании Сьерра-Леоне, Зимбабве. Однако ситуацию еще не поздно исправить: сегодня выбирать, где быть Украине - среди африканских стран или между Сингапуром и Швецией, - предстоит уже не политикам, а народу.