Литвин предлагает вернуть мажоритарную систему выборов

Литвин предлагает вернуть мажоритарную систему выборов

«Я и мои единомышленники самостоятельно решили преодолевать пропасть между народом и властью», - говорит Владимир Литвин.

Причины самые разные. Это и урезанные центром бюджеты, и то, что предыдущие выборы в местные органы власти прошли по партийным спискам…

Своей точкой зрения на то, как преодолеть возникшие проблемы, поделился спикер Верховной Рады Владимир Литвин.

«ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНО НАЧИНАТЬ С СЕБЯ»

- Владимир Михайлович, ваш блок ведь тоже участвовал в выборах по партийным спискам как в Верховную Раду, так и в местные советы. И как результаты?

- Результаты плохие, особенно на местах. Но я говорю не о нашем политическом блоке, я говорю о том, чем обернулись выборы по партийным спискам для местных советов. Во многих регионах единственное, чем занимались депутаты местных советов, - это выяснение отношений. И при принятии решений такие депутаты руководствовались политическими амбициями, а не хозяйственной целесообразностью. И это не говоря уже о том, что во многих регионах в советы прошли люди, что называется, «по партийной разнарядке», не местные, совершенно незнакомые со спецификой данного региона.

Поскольку территориальные общины объединяются для решения проблем граждан, то вполне очевидно, что они должны объединять людей, знающих местные проблемы. Я убежден: в местном совете полагается быть людям, которых знают и  уважают в этом регионе. Только тогда местное самоуправление будет эффективно решать проблемы граждан, а не выполнять указы «сверху». Следовательно, нам нужно отменить выборы по партийным спискам. Это ключевое и определяющее. Но это надо сделать на всех уровнях - на уровне сельских, поселковых, районных, городских, областных советов.

- А вы уже вынесли на рассмотрение парламента соответствующую инициативу?

- Дело в том, что политические партии, точнее, их лидеры не готовы отказаться от крепостной системы избирательных списков, когда, с одной стороны, люди голосуют за кота в мешке, с другой - депутаты полностью зависимы от своего предводителя. На местах - то же самое. Зачем политикам из высших эшелонов власти убеждать в своей правоте принципиального депутата городского совета, когда можно посадить на его место своего человека? 

- И что вы предлагаете?

- Изменения нужно начинать с себя! Я и мои единомышленники самостоятельно решили преодолевать пропасть между народом и властью, приближая власть к людям. Поэтому Блок Литвина открывает свои избирательные списки для всех достойных представителей региональных общин в каждом городе, селе, районе и области. В каждом городе, районе, селе нас станут представлять только те местные жители, которые пользуются доверием сограждан. Они будут хорошо знать насущные проблемы своего региона и смогут эффективно поработать над освещением улиц, ремонтом дорог, налаживанием коммунального хозяйства своего населенного пункта.

СЛЕДУЕТ ЛИКВИДИРОВАТЬ ОБЛАСТНЫЕ ГОСАДМИНИСТРАЦИИ

- Скажите, а что еще мешает сейчас местному самоуправлению работать эффективно?

- Есть очень много проблем. Функции местного самоуправления регламентированы почти 2 тысячами правовых актов и 700 законами, а реальной власти там нет. В местных бюджетах не хватает средств даже для обеспечения базовых потребностей территориальных общин: ремонта жилищного фонда и коммуникаций, содержания школ, больниц и коммунального транспорта. Огромное количество местных проблем требуют безотлагательного решения на законодательном уровне. А на местах в это время в основном заняты политическим противостоянием.

- Вы сейчас часто ездите по регионам, бываете в небольших городках, селах… Скажите, неужели повсюду одна и та же картина?

- Разумеется, нет. Но есть некоторые общие черты. Например, тотальное равнодушие местных властей к проблемам людей. Сегодня понятие самоуправления выхолощено, а жители страны не всегда чувствуют себя гражданами - членами общины, поскольку слабо могут повлиять на ситуацию в своем городе или селе. Острой проблемой для местного самоуправления является также назначение областных губернаторов без учета или предварительных консультаций с жителями региона. Итог - хронические конфликты между руководителями администраций областей и депутатами местных советов. Это проявилось  в дискуссиях вокруг замены и назначения губернаторов целого ряда областей сразу после прошлых парламентских выборов…

- Есть ли рецепт лечения подобной болезни?

- Считаю, что нужно ликвидировать государственные администрации и передать всю власть органам местного самоуправления. Нужды в двоевластии нет. Для полноценной работы местных выборных органов необходимо изменить избирательную систему: местные советы следует избирать не по партийным спискам, а на мажоритарной основе. Чтобы люди знали своих депутатов в лицо и могли контролировать работу каждого. Вместо государственных администраций надо создать исполнительные комитеты на уровне района и области. А чтобы обезопасить местную власть от коррупции, надлежит продумать и ввести публичный механизм отчетности депутатов и упрощенной системы их отзыва.

Кроме того, нужно установить количество депутатов местных советов пропорционально численности населения в регионе. Тогда люди ощутят реальную возможность влияния на местную власть, а она в свою очередь будет чувствовать ответственность перед избирателями. И если народ получит возможность отзывать депутатов любого уровня, в том числе и депутатов парламента, вот тогда власть будет ответственна перед народом в полной мере.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - ЕВРОПЕЙСКОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ КРИЗИСА

- Вы затронули вопрос формирования местных бюджетов…

- На сегодня большая часть ресурсов и финансов для реализации интересов местного населения сосредоточена в руках центральной власти. Требуется незамедлительно реформировать межбюджетные отношения: 70 процентов средств остаются на местах, 30 процентов отправляются в центр. Я уверен, что укрепление института местного самоуправления во многом зависит от экономической самостоятельности региона. Бюджет должен формироваться снизу вверх, а не наоборот, как это происходит сейчас. Местные бюджеты наполняют государственный, а представители центральной власти успешно его разворовывают или закрывают дыры, вместо того чтобы обеспечить должное финансирование городов и сел. 

- А не получится ли так, что при подобном подходе центральная власть окажется беспомощной перед решением общегосударственных проблем?

- Напротив, децентрализация помогает решить очень многие проблемы, является в какой-то степени лекарством от кризиса, не раз опробованным.

В Европе представителями центральной власти и местных общин в обязательном порядке проводятся совещания по всем важным и стратегическим вопросам, затрагивающим жизнь местного населения. В частности, консультирование органов местного самоуправления по вопросам внутренней и даже внешней политики давно стало нормой.

В Украине же сегодня практически все вопросы вступления в международные организации принимаются без соответствующей подготовки, без необходимого консультирования с местной властью. Это относится и ко вступлению в ВТО, и к интеграции в ЕС или НАТО, к созданию ЕЭП и т.д. Хотя эти решения затрагивают интересы отдельно взятых городов, сел и целых областей страны. Фактически народ Украины больше не является властью, как это записано в Конституции. Нам навязывают международные союзы, не спрашивая мнения граждан, руководствуясь личными мотивами. Это недопустимо!

- Неужели никогда местная власть не пыталась защитить свои права, выстроить «с центром» диалог, найти приемлемые для обеих сторон решения?

- Попытки выстраивать некие переговоры и консультации между центральной властью и местными органами самоуправления, как правило, тонут в политических интригах. В результате мы имеем вседозволенность и всевластие центральных органов, вплоть до отдельных персоналий, над местными советами, бесправие и незащищенность органов местного управления по отношению к центральным и вышестоящим властям.

- Но почему же подобная вседозволенность стала проблемой только для Украины? Почему в других странах с жесткой вертикалью власти не возникает таких трудностей?

- В Европе только два государства вообще не предпринимают никаких попыток включить органы местного самоуправления и их коллективное представительство в структуры законодательного процесса. Это Украина и Сербия. Другие же успешно преодолевают экономические проблемы за счет децентрализации власти. «Деволюция» - этот термин означает быструю, энергичную и реальную передачу полномочий от центральных органов власти к местным общинам. Сокращение функций центральной власти повлекло за собой уменьшение количества чиновников и снижение налогового пресса. Нам тоже немедленно нужно понять все это и передать на места часть полномочий. Иначе Украина не оправится от финансового кризиса, не превратится в развитую страну.

Политика

Украина заняла 64 место в рейтинге социального развития
Украина заняла 64 место в рейтинге социального развития 135 1

Наша страна оказалась в списке между Кубой и Македонией.

Еврокомиссия подала в суд на Польшу
Еврокомиссия подала в суд на Польшу 182 1

Брюссель считает, что новые изменения в польское законодательство противоречит европейским принципам судопроизводство.

Facebook заблокировал политика с фамилией Анус
Facebook заблокировал политика с фамилией Анус [фото] 263 2

Мужчина пытался начать предвыборную кампанию, но что-то пошло не так.

Происшествия

Один украинский моряк остается в плену у нигерийских пиратов, двое на борту судна, - МИД Украины
Один украинский моряк остается в плену у нигерийских пиратов, двое на борту судна, - МИД Украины 31

Всего в момент нападения на судне было 19 моряков, в том числе трое украинцев.

На Кировоградщине семь детей отравились в садике
На Кировоградщине семь детей отравились в садике 109 1

Работу детсада приостановили на два дня.

Как я чуть не стал закладчиком наркотиков
Как я чуть не стал закладчиком наркотиков 636 1

Их называют минерами, кладменами, закладчиками и еще бог знает кем. Но на деле эти люди мелкие наркокурьеры, которые разносят посылки адресатам.

Экономика

Какие сюрпризы готовит нам валютный курс
Какие сюрпризы готовит нам валютный курс 939

Украинцы не ждут от национальной валюты ничего хорошего.

7 выводов из проекта бюджета на 2019 год
7 выводов из проекта бюджета на 2019 год 554

Экономист Виктор Скаршевский пояснил, почему все попытки власти поднять рейтинг бесполезны.

Украинцы ждут падения гривны
Украинцы ждут падения гривны 1013

В августе девальвационные ожидания украинцев значительно выросли.

Общество

Китай передал Украине 50 машин скорой помощи
Китай передал Украине 50 машин скорой помощи 62

Шесть из 50 автомобилей получат МВД и Национальная гвардия.

На  Библейской горе  в Мексике появилась надпись которая может побить 4 рекорда Гиннеса
На "Библейской горе" в Мексике появилась надпись которая может побить 4 рекорда Гиннеса 85

Призыв нанесен столь огромными белыми буквами высотой в 50 метров каждая, что надпись, по данным издания "Evangelical Focus"

Гройсман пообещал 100 тысяч бэби-боксов до конца года
Гройсман пообещал 100 тысяч бэби-боксов до конца года 165

Обеспечивать новорожденных детей необходимыми товарами начали с 1 сентября.

Светская хроника и ТВ

Скончался актер из фильма  Чужие
Скончался актер из фильма "Чужие" 315

Эла Мэттьюса обнаружил его сосед, который сразу вызвал скорую.

Michael Kors выкупит Versace за два миллиарда долларов
Michael Kors выкупит Versace за два миллиарда долларов 249 1

Еще два года назад выручка итальянской компании составила 686 миллионов евро.

На подиум в Милане вышли модели с тремя грудями
На подиум в Милане вышли модели с тремя грудями [фото] 893 2

Такой авторы идеи увидели эволюцию человечества в будущем.

Спорт

Лука Модрич стал обладателем  Золотого мяча
Лука Модрич стал обладателем "Золотого мяча" 192

Впервые за последние десять лет лучшим футболистом стал не Роналду и не Месси.

Дидье Дешам стал тренером года по версии ФИФА
Дидье Дешам стал тренером года по версии ФИФА 29

Награда французу была достаточно прогнозируемой с учетом того, что ему удалось выиграть Чемпионат мира.

ФИФА выбрала лучший гол 2018 года
ФИФА выбрала лучший гол 2018 года [видео] 164

Премия Пушкаша досталась египтянскому футболисту Мохаммеду Салаху.