Причерноморские регионы априори не могут жить бедно. История доказала это на примере прошлого Николаевской и Одесской областей - славного и благополучного во всех отношениях прошлого. Но что мешает им хорошо жить сегодня? Об этом и говорил с николаевцами и одесситами Сергей Тигипко.
ПАРАДОКС ЗАКРЫТОГО ГОРОДА
Вечер четверга. Лидер партии «Сильная Украина» опять в гостях на региональном телевидении. На сей раз - николаевском.
- А ты знаешь, что наш город в свое время был телевизионной столицей СССР? - интересуется у меня коллега из местного еженедельника. - В начале 90-х тут открылся первый в Союзе частный телеканал. Потом появилась куча кабельных. Даже в Киеве ничего подобного не было. Во время путча «гекачэпистов», когда по всем программам одно «Лебединое озеро» крутили, наши ребята, не боясь получить по шапке, транслировали ВВС и CNN, чтобы жители Николаева знали правду обо всем происходящем.
Всплеск демократических порывов, пришедшийся на тот момент, когда Николаев в одночасье перестал быть закрытым городом, работавшим на Военно-морской флот, к сожалению, не вылился в экономический прорыв в рамках одного отдельно взятого населенного пункта, имеющего прямой выход к морю. Спустя 18 лет после обретения независимости ему по-прежнему до прорыва, как до Копенгагена, Афин и прочих развитых портовых городов. Хотя и о стагнации тоже говорить нельзя. По количеству элитных бутиков он шагает в ногу со своими собратьями-«полумиллионниками». И в большинстве из них вам предложат прекрасную кожаную одежду и обувь ведущих итальянских брендов. Вот только кто выделывал эту самую кожу, продавец, естественно, не скажет.
О ЧЕМ МОЛЧИТ ИТАЛИЯ?
Страна изысканной кухни и знаменитых кутюрье скромно умалчивает, что элитные сорта кожи, в которой щеголяют модницы половины мира, производятся всего в 75 километрах от Николаева, в Вознесенске, в цехах ЗАО «Возко». Для Сергея Тигипко - и не только для него - это стало настоящим открытием.
|
- Наш завод построен 30 лет назад. За основу была взята итальянская технология обработки кожи, закуплено итальянское оборудование. По оснащенности, производительности и качеству оно - одно из мощнейших в Европе, - рассказал Сергею Леонидовичу председатель правления ЗАО Сергей Кернер.
Предприятие успешно пережило кризис начала 90-х годов и массу более мелких проблем. Не по зубам оказалось оно и глобальной финансовой катастрофе. Несмотря ни на что, по сравнению с прошлым годом объем реализации вырос на 7%, объем производства - на 10%. В особой комнате заводоуправления собраны десятки образцов кожевенной продукции, идущей главным образом за рубеж.
- Ее у нас охотно покупают ведущие итальянские фирмы. Правда, никому не говорят, что их шедевры пошиты из украинской кожи, - заметил Сергей Моисеевич. - А вот пощупайте это! - предложил он известному экономисту. - Как думаете, из чего?
Тигипко замялся.
- Из нашего украинского страуса! А из отходов производства делаем вот такие роллы для собак (спрессованные жилы, которые так любят грызть наши четвероногие друзья. - Прим. авт.). Отправляем в США по миллиону штук. Заказчики рассказывали: их собаки, попробовав наши, на аргентинские теперь и не смотрят!
Но особая комната особой комнатой, а производство и его специалисты - главнее. Пройдясь по цехам и пообщавшись с работниками, Сергей Леонидович и сам не удержался, чтобы не стать у станка.
- Да, непростая у вас работа, - признался он, попробовав прокатать внушительный лист коровьей кожи. - Руки не болят?
- Привыкли, - ответили ему. - Работа есть, зарплата тоже. Зарплата до двух тысяч гривен. Грех жаловаться. Для нашего города нормальные деньги.
Вроде бы, действительно, грех жаловаться. И тем не менее…
ИЗ КОЖИ ВОН…
В прямом смысле стараются выжить вознесенские кожевенники. Как не люба их продукция иноземным покупателям, а вопрос сырья стоит остро. За день производство обрабатывает до трех тысяч коровьих шкур. А где их взять, если в Украине поголовье крупного рогатого скота неумолимо сокращается, а качество сырья все хуже и хуже? Приходится закупать импортное, а стало быть, возрастает и цена.
А тут еще турецкая и российская кожевенные контрабанды грозят выбить почву из-под ног вознесенских специалистов. К слову, им плащи и сапожки (из ими же выделанной кожи), увы, пока не по карману.
|
- Государство должно помочь своему легпрому отвоевать внутренний рынок. Здесь есть два пути. Первый - снижение налоговой нагрузки (предприятия получат оборотные средства, смогут конкурировать с импортом по цене), - уверен известный политик и экономист. - Второй - ужесточение условий импорта продукции легпрома: запрет или повышение налоговой загрузки на импорт секонд-хенда, деятельное препятствование занижению таможенной стоимости товаров, повышение пошлин (предприятия получат внутренний спрос на свою продукцию). Например, Россия за килограмм ввезенного секонд-хенда взимает 1,5 евро, а мы открыли контрабанде все ворота.
К тому же, по мнению Сергея Тигипко, отечественная легкая промышленность безнадежно отстает в маркетинге не только от западных, но и от белорусских и российских коллег. Немногие исключения в виде отдельных торгово-производственных домов погоды не делают. Развитие этой составляющей бизнеса государство должно стимулировать вплоть до налоговых льгот на рекламу и льготного кредитования данного направления.
Разговор о возрождении экономики Причерноморья продолжился на следующий день в городе-герое Одессе.
КНЯЗЬ ПОТЕМКИН ПЛАКАЛ БЫ
Выход к Черному морю (с его удобными для торговли и перевалки грузов портами) стоил Российской империи двух веков кровопролитных войн и нескольких сот тысяч человеческих жизней. Князь Потемкин Таврический, положивший Причерноморье к ногам Екатерины II, заплакал бы, узнав, что осталось от его мечты.
Государственное предприятие «Одесский морской торговый порт»… По названиям его гаваней можно читать экономическую и политическую историю СССР и Украины - Кубинская, Вьетнамская, Хлебная.
Увы, как поведал киевскому гостю первый заместитель начальника порта Юрий Васьков, Одесса постепенно теряет славу ведущего международного порта. Ее начинает затмевать румынская Констанца, которая за последние пять лет создала благоприятный режим и современную производственную инфраструктуру для транзита грузов. Таможенные и пограничные барьеры, увеличение портовых сборов и повышение железнодорожных тарифов снизили привлекательность Украины.
|
- Что делать? - прозвучит извечный вопрос.
- Сегодня мы воочию убеждаемся, что этой отраслью в стране никто не занимается. В противном случае Констанца не принимала бы 1 млн 400 тысяч тонн грузов в год, как это происходит сегодня, в то время как все порты Украины получили всего 1 млн 200 тысяч тонн. Надо строить новые контейнерные терминалы, привлекая для этого средства отечественных и иностранных инвесторов. А для того чтобы последние не боялись вкладывать деньги, необходимо защитить их права, упростить процедуру юридического оформления транзитных перевозок, которая сегодня отпугивает владельцев кораблей и грузов от наших портов, - считает Сергей Леонидович.
- А как быть с Румынией, которая пытается превратить русло Дуная в свою вотчину? - поинтересовались у него.
- Румыния, безусловно, и дальше будет стремиться к этому. Но у нашей страны должен быть свой выход к устью Дуная. Именно с учетом этой цели и должна строиться отечественная внешняя политика.
ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!
Крылатую фразу из «Белого солнца пустыни» не устают повторять и ветераны Черноморского морского пароходства, ранее гремевшего на весь мир. Его корабли еще два десятилетия назад бороздили все моря и океаны. Бывалые моряки признают: пиратство было и раньше. Особенно в водах Юго-Восточной Азии.
- Но ни один пират не рисковал брать на абордаж судно под советским флагом. Как и сомалийцы боятся сейчас атаковать американские и китайские суда, - сетует ветеран Черноморского морского пароходства Владимир Поляков. - Наш украинский флаг не уважают.
- И он должен завоевать это уважение! Для этого надо возродить отечественный флот, - заявил кандидат в президенты. - Возрождать, несмотря ни на какие преграды! Но сначала следует учесть три нюанса.
Чем же неудобен отечественный флаг? «Да всем!» - ответит вам любой судовладелец.
Во-первых, он дорогой. Владелец, который держит суда под украинским флагом, должен платить, как и другие наши предприниматели, все те налоги (отчисления, сборы, пошлины), которые давно загнали половину экономики страны в тень.
Во-вторых, украинский флаг не дает ни малейших преимуществ судам даже в родных портах (последняя льгота для судов под украинским флагом - скидка в 20% на корабельный сбор при заходе в украинские порты - была отменена в конце 2004 года).
В-третьих, украинский флаг плохо защищает наши суда за рубежом. Его там не очень уважают. Он уже много лет значится в черном списке Парижского меморандума среди флагов самых небезопасных флотов мира (возраст-то кораблей запредельный).
С учетом всего сказанного, по словам Сергея Леонидовича, необходимо разработать комплексную государственную программу по привлечению инвестиций в отрасль и загрузке наших кораблестроительных заводов. Тем более что далеко ходить не надо. Николаевские верфи и Феодосийское госпредприятие «Море», что называется, под боком у Одессы.
|
БОЛЬ МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ «АРИАНЫ»
«Трудоустройство моряков!» - объявления с такими заголовками в этом городе можно прочесть на каждом углу. Одесситы, оставшиеся на борту многострадальной «Арианы», тоже считали себя трудоустроенными. 2 декабря пошел восьмой месяц их пребывания в плену.
Сергей Тигипко, с самого начала в частном порядке принимавший самое активное участие в попытках освобождения украинского экипажа, будучи в Одессе, просто не мог не встретиться с женами и матерями захваченных моряков. Встретился, чтобы обсудить, как сегодня и в будущем помочь морякам и их семьям.
- Семь месяцев затянувшегося решения конфликта показали, что у страны нет четкого алгоритма действий в таких ситуациях, - констатировал он.
- Даже военные, сопровождающие суда в том районе, не знают, как поступать в случае захвата, - подтвердил одессит Вячеслав Гниденко, штурман корабля «Ханса Ставангер», проведший в плену у пиратов четыре месяца. - Когда сомалийцы уже на борту - военные бессильны что-либо сделать.
- Нам, матерям и женам моряков, нужна серьезная психологическая и юридическая поддержка. Мы ведь сначала вообще не знали, куда обращаться, кого просить о помощи, - говорит жена одного из пленников судна Анна Мурагова.
Родственники и друзья членов экипажа сообщили известному политику о своей задумке создать специальный фонд, который бы занимался выкупом моряков и всемерной помощью их семьям.
- Прекрасная идея, - подхватил он. - Гарантирую вам свою поддержку - и организационную, и финансовую на начальном этапе. И впредь будем работать над этой проблемой рука об руку.
- Мы ко многим обращались, - призналась Зоя Васильченко, у которой на печально известном судне томится 26-летний сын Юрий. - Все клялись помочь - и забыли. Сергей Леонидович ничего не обещал. Но столько для нас никто, кроме него, не сделал. Спасибо ему!
ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ, ДЕРЗАЙТЕ!
Заглянул киевский гость и в Одесский лицей с усиленной военной подготовкой, расквартированный в корпусах несуществующего уже Военного училища сухопутных сил. Учебу с азами военного дела здесь успешно совмещают дети-сироты, дети из неполных семей, а также сыновья воинов-афганцев и ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
Будущая элита Вооруженных сил Украины прилежно шуршит листами конспектов, накачивает мышцы, метет плац и гремит посудой в столовой.
Общение с лицеистами было недолгим, но довольно оживленным и демократичным. Под конец Сергей Леонидович, вспомнив солдатскую молодость, уселся за один стол с лицеистами и с аппетитом отведал солдатской каши.
- Думаю, те, кто в 90-х закрывал за ненадобностью знаменитое в прошлом на весь Союз военное училище, поступали, мягко говоря, неправильно, - сказал он журналистам. - Но хорошо, что здесь создан лицей, который сегодня продолжает его славные традиции. Пообщавшись сегодня с лицеистами, я убедился, что скепсис по поводу будущего отечественных Вооруженных сил преждевременен. Эти ребята станут прекрасными офицерами и, уверен, своими личными качествами, своим профессионализмом смогут вернуть уважение и к украинской армии, и к украинскому флагу.
Приближается 6 декабря - День Вооруженных сил Украины, и в преддверии этого праздника мне бы хотелось пожелать добра и счастья всем людям этой нелегкой опасной профессии. Всем защитникам Украины!
В ТЕМУ
Тигипко не ожидает от Евросоюза уступок для Украины в ближайшее время
Олег АНДРЕЕВ
На саммите «Украина - ЕС», состоявшемся вчера в Киеве, революционного прорыва в отношениях с Европой Киеву добиться не удалось. Получилась рядовая, рабочая встреча. А ведь еще неделю назад некоторые политики возлагали на саммит очень большие надежды, высказывали даже предположения о решении таких вопросов, как ассоциированное членство Украины в ЕС и безвизовый въезд в Европу граждан нашей страны…
- И украинские дипломаты, и европейские чиновники предупреждали, что до завершения переговоров о новом базовом договоре еще далеко, - прокомментировал Сергей Тигипко результаты саммита. - Непонятно, зачем потребовалось игнорировать очевидные факты и нагнетать атмосферу. Теперь итоги саммита в Киеве выглядят как очередная неудача украинской дипломатии, хотя иного результата просто не могло быть. Надо сосредоточиться на решении практических вопросов в отношениях с ЕС. В первую очередь - обеспечить полную реализацию договора об упрощении визового режима. Необходимо положить конец постоянным унижениям и поборам, которым подвергаются граждане Украины в процессе получения виз в консульствах стран Евросоюза. Что касается договора об ассоциации, то искусственное ускорение процесса его подписания принесет вред в первую очередь украинским интересам. ЕС и сегодня готов подписать документ, который содержит декларативные обещания Украине и реальные уступки в пользу европейцев. Потому так долго и продолжаются переговоры, что украинские дипломаты стараются выдавить из Брюсселя и зону свободной торговли, и дальнейшую либерализацию визового режима, и более равноправные условия партнерства.