Страна не получила необходимых гарантий
5 декабря исполняется 15 лет с тех пор, как президент Украины Леонид Кучма поставил в Будапеште свою подпись под международным меморандумом, лишившим нашу страну ядерного статуса в обмен на призрачные гарантии безопасности со стороны США, Великобритании и России. Наша газета решила вспомнить об этом событии и о результатах, которые принесло подписание документа Украине.
Спустя пятнадцать лет даже самые большие оптимисты понимают, что никому из так называемых гарантов нет, да и не было никакого дела ни до Украины, ни до тем более ее безопасности. А Будапештский меморандум стал для нашей страны первым шагом к разрушению едва появившегося Украинского государства.
Несмотря на многообещающее название Будапештского меморандума - «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», страны-гаранты не выполнили ни одного положения этого документа, кроме обещания не применять против Украины ядерное оружие. Украина, которой досталось в наследство 17% ядерного арсенала Советского Союза, могла и должна была получить значительно больше, чем пустые обещания.
Одним из первых пунктов меморандума Украине гарантировались независимость, суверенитет и территориальная целостность. Однако за 15 лет Украина не раз сталкивалась с претензиями соседей на ее территорию, и ни одна из стран-гарантов даже не пыталась помочь украинской стороне в решении этих проблем. Более того, Россия, несмотря на свою подпись под меморандумом, не стесняется предъявлять свои претензии на косу Тузла в Керченском проливе и заявлять устами российских политиков и даже чиновников о якобы российской принадлежности Крыма.
Украине самой довелось «сражаться» с Румынией за остров Змеиный и принимать меры к ограничению противозаконной раздачи украинским гражданам паспортов Польшей, Венгрией, Румынией на прилегающих к ним территориях. Ведь понятно, что у этих стран появляется мотив «защищать» своих новоявленных граждан, живущих в Украине.
Еще одним положением Будапештского меморандума является обязательство России, США и Великобритании не использовать оружия против Украины. Но можем ли мы быть уверены в соблюдении этого пункта, если во всем мире страны все чаще используют оружие для защиты своих интересов, а Россия недавно приняла свой закон о защите национальных интересов за границей с помощью оружия?
Меморандум подписывали «под хмельком»
Невозможно без иронии отнестись и к пункту меморандума о том, что страны-гаранты обязуются удерживаться от экономического давления на Украину. Трудно себе представить, как эти государства могут удержать, скажем, «Газпром» от использования вопроса поставок газа для давления на нашу страну. Ведь не вступились они, когда ЕС пригрозил Украине проблемами в случае ее участия в переговорах по созданию «зерновой ОПЕК» - объединения Казахстана, России и Украины для осуществления совместной политики на мировом рынке зерновых.
Очевидцы будапештских событий, присутствовавшие на заседании ОБСЕ в 1994 году, утверждают, что подписание меморандума выглядело крайне несерьезно. Лидеры стран «ядерного клуба», обнимающиеся с пьяным Ельциным, не вызывали доверия. Результатом этой комедии стало то, что Будапештский меморандум не был оформлен юридически, а это значило, что Украина не имела права требовать его исполнения.
Даже бывший президент Леонид Кучма, подписавший Будапештский меморандум от имени Украины, впоследствии признался, что уже тогда знал, что этот документ окажется пустой бумажкой. Он рассказывал, что был предупрежден экс-президентом Франции Франсуа Миттераном, который сказал ему: «Сынок, не верь этому документу, тебя обманут».
Если все подписанты понимали, что документ не имеет никакого веса, то почему тогда Украина без боя сдала свой ядерный статус, даже не пытаясь выторговать что-то существенное для себя?
Возможно, ответ на это дают другие договоренности, проходившие параллельно с подписанием меморандума - договоренности о больших денежных суммах, которые США и Россия обещали выдать Украине для уничтожения ядерного арсенала и на другие «демократические преобразования». Но суммы компенсаций за лишение ядерного статуса, о которых в итоге договорилась Украина, были явно недостаточны.
Бомбардировщики уничтожили зря
Справедливости ради надо сказать, что Украина таки получила от США 350 миллионов долларов на демонтаж ядерных боезарядов и еще около 600 миллионов долларов на военные и экономические преобразования. А отдали мы намного больше. Ведь, по словам экспертов, общая стоимость только радиоактивных компонентов ядерных боеприпасов, расположенных на территории Украины, оценивалась в 5 миллиардов долларов. А еще - работы по демонтажу, огромные затраты на ликвидацию шахтных пусковых установок и обеспечение экологической безопасности.
По данным украинского Атлантического совета, денег на сокращение ядерных мощностей откровенно не хватает. Чтобы завершить ядерное разоружение, Украине до сих пор приходится вытягивать ресурсы из своей экономики, чтобы хоть как-то выполнять условия договора.
Кроме того, Украина не получила никакой денежной компенсации за возвращение России стратегических ядерных вооружений, которая взамен вернула Украине только ядерное топливо для электростанций. Эксперты считают, что обмен был неравный. За отказ от ядерного оружия Украина должна была настаивать как минимум на возмещении нескольких десятков миллиардов долларов финансовой помощи со стороны США, Европейского союза и членов НАТО для развития своего экономического и энергетического потенциала.
Интересно и то, что Украина по своей собственной инициативе, которая не была закреплена ни в каком договоре, уничтожила пять десятков своих стратегических бомбардировщиков ТУ-160 и ТУ-95, стоимость которых эксперты оценивают в 1-2 миллиарда долларов каждый! Мы уничтожили их безвозмездно, то есть даром, не получив ни материальной компенсации, ни реальных гарантий безопасности.
Отказавшись от ядерного оружия, Украина потеряла вес на международной арене, утратила возможность вести диалог на равных с мировыми лидерами. Взамен тогдашняя политическая элита получила щедрые откупные. Ей позволили включиться в мировые экономические процессы, приняли в мировых политических салонах. Многие воспользовались этим в собственных интересах, зарабатывая личные политические и экономические капиталы. Но государству от этого было мало пользы, оно не получило адекватной компенсации. Прискорбно осознавать, что традиция действовать вопреки интересам государства присуща всем политикам всех цветов политического спектра, стоящим у руля Украины в течение всех лет независимости.
КОМПЕТЕНТНО
6 декабря - День вооруженных сил Украины. Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк подвел итоги 18 лет создания Украинской армии. Политик говорил...
…о безъядерном статусе
- Украина просто сдала ядерный статус страны и ничего не получил взамен: мы не получили ни одной гарантии безопасности. Тогда же начался еще один антигосударственный процесс - процесс приватизации. Все было очень красиво, говорили, мол, мы же восстанавливаем социальную справедливость, всем все раздаем. Действительно, раздали, только количество тех, кому раздали, исчисляется двумя десятками людей. Они сегодня владеют всем имуществом страны.
...о вступлении в альянсы
- 18 лет Украина пыталась вступить в альянсы, военные союзы, фактически проведя демилитаризацию Вооруженных сил Украины. У нас был почти
1 миллион военнослужащих, страна имела ядерный статус, одни из самых крупных Вооруженных сил в Европе. Сегодня армию нечем кормить. Но если мы не будем кормить собственную армию, придется кормить чужую. Поэтому важный элемент любого сильного государства - это боеспособная армия, которая воспитывает патриота, может защитить границы, в состоянии заняться украинской молодежью. Боеспособная армия - ответ на то, сильна страна или нет.
...о сильной армии
- Наличие сильной армии - это, в первую очередь, наличие оборонных возможностей страны, возможность не только защитить, но и не допустить любых посягательств на территориальную целостность страны. Это военно-промышленный комплекс, рост валового внутреннего продукта, новые военные технологии, которые потом трансформируются в гражданский сектор. Кроме того, очень важным элементом боеспособности армии является формирование патриотического духа военнослужащих.