Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Свистать всех на верфь!

Свистать всех на верфь!
Фото: Владимир Литвин: «Господдержка судостроения - это не подачка, а вложение в будущее страны».

СОВЕТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАСТЕРЯН

Потенциальные возможности украинского судостроения позволяют нам занять седьмое место в рейтинге судостроительных держав мира. Помимо всего прочего, на хорошо оплачиваемых рабочих местах на верфях могли бы трудиться сотни тысяч человек. Поэтому, встречаясь на днях с коллективом государственного предприятия «Судостроительный завод им. 61 коммунара» в  Николаеве, Владимир Литвин подчеркнул: одной из главных своих задач он считает возрождение национального судостроения.

- Мы обычно только рассказываем миру, что у нас судостроение, авиастроение и космическая сфера обеспечивают прорывное развитие Украины. Если посмотреть на реальную ситуацию в стране, то мы должны говорить об этих возможностях в прошедшем времени, - отметил Владимир Литвин.

Несмотря на то что Украина входит в десятку крупнейших судостроительных стран мира, на данном этапе отрасль переживает чуть ли не худшие времена за всю свою историю. Между тем во времена СССР украинский вклад составлял 30-40% в общем выпуске продукции советского судостроения. Ежегодно гражданским заказчикам сдавалось 50-60 разных судов. А военные получали целую эскадру новых и модернизированных кораблей - до 30-35 единиц. На наших заводах строились практически все классы надводных кораблей.

С обретением же независимости Украина в десятки раз сократила объемы заказов и работ. Общее количество рабочих уменьшилось в 10-15 раз. При этом было утрачено много уникальных профессий, свойственных исключительно судостроительной отрасли. Все это привело к ухудшению качества конечной продукции и ее примитивизации. За годы независимости на стапелях наших судостроительных предприятий не было заложено ни одного нового боевого корабля.

Впрочем, государство предпринимало попытки спасти отрасль. Так, в 2000-2004 гг. судостроение работало в условиях действия законов «О мерах по господдержке судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев». За 5 лет судостроение начало возрождаться, создались условия для развития предприятий, выросла их загрузка. Объемы производства выросли в 2,5 раза, средняя заработная плата - в 3 раза.

ПОКА ЕЩЕ ЕСТЬ ЛЮДИ - ПАТРИОТЫ

Казалось бы, наша страна вот-вот сможет вернуть себе утраченную судостроительную славу. Но действие законов господдержки отрасли было ограничено или вовсе отменено. Эксперты прогнозируют, если власть и в дальнейшем будет равнодушно относиться к этому научно-производственному комплексу, то в ближайшие 10 лет судостроение Украины просто исчезнет как вид экономической деятельности.

- Развитое судостроение - это не только уважение в мире, но сотни тысяч рабочих мест с достойной зарплатой, это пополнение местных и центрального бюджетов. Господдержка судостроения - это не подачка, а вложение в будущее страны, - уверен Владимир Литвин. - Мы должны строить и оборудовать корабли, баржи, должна работать и развиваться инженерная мысль, наши изделия должны получать соответствующую цену. Надо сделать все, чтобы эта сфера осталась у нас одной из приоритетных. Пока еще есть люди - патриоты своего дела и высококлассные специалисты, можно и нужно сделать все, чтобы реанимировать данную сферу.

Одной из своих первых задач в качестве президента Литвин считает восстановление в полном объеме законодательства о господдержке отрасли. В первую очередь это касается Николаевской области, где высококвалифицированные судостроители уже 7 месяцев не получают зарплату. Литвин также настаивает на восстановлении специальной экономической зоны «Николаев».

- У нас 25 предприятий, относящихся к судостроительной сфере. К большому сожалению, в госсобственности осталось только два соответствующих предприятия. Убежден, что они в первую очередь должны получать госзаказы, - заявил спикер парламента.

По его мнению, целесообразно создать в Минпромполитики подразделение, которое бы занималось проблемами судостроительной отрасли. Касаясь же неотложных проблем Судостроительного завода им. 61 коммунара, Литвин высказался за необходимость финансирования для завершения строительства простаивающих суден, поскольку, по его словам, это даст толчок для возобновления жизнедеятельности завода.

- На предприятии уже 17 лет не могут достроить ракетный крейсер «Украина», хотя задумывался он как мощное новейшее судно и в него вложено много труда. Это - словно символ бестолковой действующей власти, - подвел Владимир Литвин итоги встречи с судостроителями.

Политик считает, что необходимо приложить все усилия, чтобы завершить достройку судна. По его словам, есть несколько стран, которые могут его приобрести, - в их числе  Россия, Китай и Индия.