Для ЕС мы - экономическая периферия
Заседание Совета глав правительств государств - участников СНГ, состоявшееся 19-20 ноября в Ялте, оказалось знаковым. Правда, в негативном для Украины отношении: оно запомнилось словами Владимира Путина о том, что наша страна перестала быть крупнейшим торговым партнером России, пропустив на первое место Беларусь. Действительно, такого спада в экономических отношениях двух стран, который наблюдается в последнее время, у нас еще не было.
Особенно обидными казались слова российского премьера в преддверии 27 ноября - дня, когда, как ожидается, на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества будет утвержден Таможенный кодекс России, Казахстана и Беларуси. Четвертой же страной - по всей логике, по всем параметрам экономической целесообразности - в этом союзе должна была стать Украина. С 1 января будущего года Таможенный союз заработает, принеся, по оценкам специалистов, уже к 2015 году дополнительно России 16,8% от современного уровня ее ВВП, Беларуси - 16,1%, Казахстану - 14,7%.
Украины на этом празднике жизни не будет. Хотя идея Таможенного союза с участием Украины была одним из основных пунктов Соглашения об экономической интеграции, предполагающего поэтапное формирование Единого экономического пространства - ЕЭП. Введение единого таможенного тарифа, снятие странами-партнерами, в первую очередь Россией, таможенных и административных барьеров, антидемпинговых и других ограничений, которые сегодня так тормозят выход Украины из кризиса, вполне могли бы стать сегодняшними реалиями нашей страны, будь украинское руководство хоть немного мудрее и дальновиднее.
В момент распада Советского Союза экономика Украины представляла собой часть экономики СССР. Одной из главных причин экономического коллапса 90-х годов стало как раз резкое и безответственное разрушение производственно-экономических связей, сложившихся в Союзе. Попытки Украины найти свою нишу в европейской и мировой экономической системе ни к чему не привели. По одной простой причине: нас с нашей экономикой там никто не ждал.
- После распада Советского Союза оказалось, что украинская экономика имеет все признаки экономики великой державы. Потому что эта экономика - часть целого, часть экономики СССР, - рассказывает нам в комментарии ректор Международного Соломонова университета, заслуженный деятель науки и техники, профессор Александр Розенфельд. - При этом сама Украина великой державой не была и никогда не будет. Налицо несоответствие между структурой экономики и Украиной как государством. И что происходит? Украина говорит: «Я хочу в Европу». Но вот только в Европе для такой страны места нет.
По словам экономиста, в ЕС есть место для страны, которая выращивает подсолнух, перерабатывает его, экспортирует продукт переработки. И место для страны, «импортирующей» в Европу дешевую рабочую силу.
- Европейцы же нам взамен бусы привозят. В Европе наше место - это экономическая периферия. Это резервация, в которой мы можем находиться, - утверждает Александр Розенфельд.
|
«Мостик» между Востоком и Западом
К чести предыдущего президента Украины Леонида Кучмы необходимо отметить, что в середине-конце 90-х, едва выкарабкавшись из глубочайшего экономического кризиса, руководство Украины четко осознало бесперспективность попыток самостоятельно интегрироваться в мировую экономику на достойных условиях. Так возникает идея восстановления и укрепления производственных связей и экономического сотрудничества в тех объемах, которые существовали в Советском Союзе. Возникает замысел, а затем и подробный план Единого экономического пространства (ЕЭП).
Идея такого пространства воплощается на глазах: весь 2004 год идет активная работа над наполнением ЕЭП - утвержден перечень международно-правовых документов по его формированию - около сотни проектов договоров, призванных в будущем составить его нормативную базу. Составлен перечень первоочередных документов. Проведено множество встреч и согласований. Процесс, казалось бы, идет к завершению. Но в Украине меняется власть…
С начала 2005 года украинская власть всячески тормозила дальнейшие работы по созданию ЕЭП, а потом и вовсе фактически отказалась от идеи создания пространства. Причем, что характерно, проект этот тормозили не только представители «оранжевых», но и представители политических сил, которые всегда позиционировали себя перед избирателями как пророссийские.
- Собственно, я не исключаю, что разочарование в Викторе Януковиче, возглавлявшем правительство в 2006-2007 годах, а также в Антикризисной коалиции, состоявшей из регионалов, коммунистов и социалистов, и стало толчком, подвигнувшим Россию, Беларусь, и Казахстан на создание Таможенного союза без Украины. Прождав полтора года хоть каких-то действий в направлении интеграции от правительства Виктора Януковича, но так и не дождавшись их, осенью 2007 года три страны приняли решение о создании Таможенного союза без нашей страны. - отметил политолог Сергей Кузнецов.
- Украина имела все возможности и потенциал проводить активную политику по защите собственных национальных интересов в контактах со странами ЕЭП, - говорит заместитель директора Национального института стратегических исследований, президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. - Она могла бы сыграть роль своего рода проводника стран ЕЭП в Европу, могла дать возможность повышения конкурентоспособности этих стран. Это было бы выгодно всем. Но мы упустили шанс. Я так понимаю, Украина, не имея четко артикулированных национальных интересов, боялась, что не сможет их отстаивать перед другими странами ЕЭП. Поэтому наше государство от создания ЕЭП в последние пять лет дистанцировалось. Считаю, что это очень большая потеря для Украины.
Неужели «поезд» единого пространства ушел окончательно? Из опрошенных экономистов ни один не сказал, что идея кооперации с близкими по типу народного хозяйства и экономики странами на сегодня изжила себя окончательно и является бесперспективной. Более того, они считают, что только тесное сотрудничество в рамках региональных объединений поможет Украине как можно скорее выйти из кризиса.
- Если бы создание ЕЭП развивалось по плану, то такого кризиса, как сегодня, наверное, не было бы, - говорит Ярослав Жалило. - Сотрудничество в рамках ЕЭП смягчило бы удар или, по крайней мере, помогло бы сообща пройти кризис менее болезненно.
У Украины еще остались шансы
Однако, что бы ни говорили эксперты, все в нашей стране зависит от позиции политиков. В этой связи определенные надежды дают президентские выборы 2010 года. Из основных кандидатов, реально борющихся за выход во второй тур, четко заявил о намерении реализовать идею Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном только Владимир Литвин - соответствующий пункт имеется в программе председателя Верховной Рады. В отличие от других основных кандидатов Литвин последователен в отстаивании необходимости интеграции в Единое экономическое пространство, считая такой экономический союз наиболее полно отвечающим национальным интересам Украины и ее экономики.
- Учитывая архисложную экономическую ситуацию, Украина должна инициировать возобновление переговоров о создании ЕЭП с Россией, Беларусью, Казахстаном и другими соседними и дружественными странами, - утверждает спикер парламента. - Украина конструктивными действиями должна занимать и подтверждать лидерскую позицию.
Во время рабочей поездки в Луганск в середине ноября Владимир Литвин еще раз с максимальной четкостью подчеркнул:
- Необходимо непременно безотлагательно нормализовать отношения с Россией. Возобновить Единое экономическое пространство, и альтернативы нет. Такая моя позиция.
Что касается других основных кандидатов, то тема интеграции на восточном направлении не упоминается вовсе. Либо упомянута, но вскользь, декларативно и параллельно с другими тезисами.
Кроме того, из всех отечественных политиков первого ряда только Литвин сейчас обладает еще одним важнейшим качеством: у него сложились стабильные рабочие отношения с первыми лицами России, а от этого, как известно, зависит очень и очень многое в отношениях с этой страной. Сказать того же ни об одном из соперников Литвина по президентской гонке нельзя.
Как бы то ни было, пока что Украине остается только с завистью наблюдать за странами бывшего СССР, которым политика не помешала создать Таможенный союз. Однако вполне возможно, что после предстоящих выборов и у нас наконец появится шанс присоединиться к ЕЭП. По крайней мере необходимые предпосылки есть - это и очевидная экономическая целесообразность, и политическая воля одного из ведущих кандидатов на высший государственный пост.