Об этом происшествии заговорили еще в субботу. Тогда украинский интернет-портал «Флот-2017» сообщил, что в ночь с 20 на 21 ноября на борту дизель-электрической подводной лодки ЧФ «Алроса» (Б-871) произошла авария. Мол, лодка, находящаяся недалеко от Абхазии, подала сигнал СОС, к месту ЧП отправились два самолета Ан-26 и один Бе-12.
Командование ЧФ всю неделю хранило гробовое молчание и комментировать ситуацию не торопилось. В то же время достоверные источники подтвердили «КП» - неполадки таки есть, и «Алросу» буксируют в Новороссийск.
- Лодка не на ходу, - рассказал «КП» офицер украинского флота. – Она не может ни погружаться, ни двигаться. Хорошо, чтобы на плаву удержалась и не затонула. Возникли проблемы с двигателем...
23 ноября «Алросу» пришвартовали к берегу. Официальный Киев заволновался: «Кто же дал разрешение на выход плавсредства в море? Даже если это не боевые задачи, а учебные». Обычная поломка при желании может стать поводом для политического скандала. Но дипломаты молчат. Не спешат комментировать ситуацию и военные. Даже бывшие.
- Я не подводник, - попытался отшутиться первый командующий ВМС Украины адмирал Борис Кожин. – Я адмирал надводного флота и занимался борьбой с подлодками. Тут очень много аспектов – технологические причины, конструктивные, человеческий фактор. Пока нет официальных данных и заключений, можно говорить все, что в голову взбредет. Я сам по Интернету все узнавал...
Ремонт «Алросы» продлится минимум до конца следующей недели. После этого специальная комиссия примет решение – желать экипажу «семь футов под килем» или списать на берег, поставив лодку в док уже на капитальный ремонт.
КОМПЕТЕНТНО
«Она опасна, потому ее и оставили в Севастополе»
Евгений Лупаков, капитан 1-го ранга, бывший замкомандира дивизии подводных лодок, народный депутат ВР Украины II созыва, про «Алросу» знает не понаслышке.
- Это «Варшавянка», на ней я в годы Союза принимал присягу, - сказал Лупаков, когда мы обратились за комментарием.
- Она имеет конструктивные недостатки?
- Надежная, но крайне опасна. У нее нет винтов, а стоит водомет.
- То есть?
- Нет заднего хода. Ну, заклинят, например, носовые рули, и она может воткнуться в морское дно. Именно поэтому это единственная в СССР подлодка, которую оставили в Севастополе и не направили на Север. Опасно.
- Так была авария на «Алросе» или нет?
- Про аварию ничего не слышал. Комментировать не могу.