Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Николай Азаров: «Малый бизнес должен стать средним, а средний - большим»

Николай Азаров: «Малый бизнес должен стать средним, а средний - большим»

Два года назад Партия регионов уже предлагала к рассмотрению в парламенте проект Налогового кодекса, но он не был принят. Теперь создание единого документа по налогообложению - один из пунктов предвыборной программы кандидата в президенты Виктора Януковича.

«Нужны радикальные меры»

- Николай Янович, идеи создания Налогового кодекса уже были раньше. Почему принять его нужно именно сейчас и что ранее мешало воплощению этой идеи в жизнь?

- Как это раньше идеи не воплощались в жизнь? В 2007 году правительство Януковича разработало и представило в Верховную Раду проект Налогового кодекса. И если бы не революционные действия по роспуску парламента, досрочным выборам, то страна бы уже жила с Налоговым кодексом.

Основные положения этого документа были следующие. Прежде всего - либерализация налогового законодательства. Нормы Налогового кодекса должны быть понятными и исключать двузначность толкования, то есть - никаких интерпретаций налоговыми и судебными органами: норма должна быть выписана четко и ясно. Поэтому над Кодексом более года работали не только группа специалистов в области налогового законодательства, но и филологи, которые формулировали нормы. Также документ предусматривал снижение ставок налогообложения по основным видам налогов. Я имею в виду НДС и налог на прибыль. Последний планировали снизить до 17 процентов. А в самом теле закона о налоге на прибыль было уделено много внимания валовым затратам предприятий. На такие затраты по инициативе Януковича было отнесено много положений, которые включали расходы на техническое и технологическое оснащение, инвестиции, создание высокотехнологической продукции, энергосберегающих технологий. В Налоговом кодексе предусматривалось развитие территорий и регионов, то есть предоставлялась целая система поддержки так называемых депрессивных регионов.

Налоговый кодекс на тот момент воплотил в себя все идеи развития как отраслевого, так и регионального плана. Фактически исключались произвольные решения Налоговой службы, в основном все сводилось к судебному рассмотрению материальных споров. Исключался произвол.  Заблокировать расчеты, исходя из этого документа, можно было бы только по решению суда.

Но в течение 2008 года создавались препятствия для рассмотрения Налогового кодекса, формулировались альтернативные варианты, которые на 95 процентов представляли собой наш кодекс. Не располагая большинством в ВР, чтобы принять наш проект кодекса, мы решили, что лучшее время для реализации этого большого проекта настанет тогда, когда Янукович победит на президентских выборах и сформирует правительство. Тогда Налоговый кодекс будет модернизирован с учетом прошедших изменений. Экономика сейчас находится в руинах, соответственно и меры должны быть более радикальными, системными, чем были заложены в документе в 2007 году.

- Как вы считаете, удалось бы избежать нашему бизнесу хотя бы части финансовых проблем, если бы его приняли?

- Конечно. В частности, для малого бизнеса в кодексе был введен ряд понятий, например «семейный бизнес». То есть законодательно определено, что он собой представляет, какими налогами облагается, какие формы отчетности должны быть. Была решена масса проблем, которые сдерживают сейчас развитие малого и среднего бизнеса. Ведь тот же семейный бизнес, например, в сфере обслуживания мог бы занять очень серьезные позиции.

Но два года потеряны. А какие реформы в налогообложении произошли за это время? Никаких. Есть только постоянные «шараханья» - то упрощенную систему налогообложения отменят, то ее вводят. То рыночный сбор хотят заменить налогом, но, испугавшись сопротивления, заявляют, что он останется навсегда. А когда бизнес не получает четкой политики власти, он не ориентируется ни на закон, ни на норму, а лишь на то, как ему выжить. Поэтому доля теневой экономики за два года у нас выросла в два раза. При правительстве Януковича она составляла около 30 процентов, а сейчас - около 60 процентов.

«Предприятиям нужна модернизация»

- Сейчас налог на прибыль составляет 25 процентов. Партия регионов призывает его уменьшить…

- 25 процентов - это наша норма, которую мы установили с 1 января 2004 года. И это та часть налоговой реформы, которую тогда начал Янукович. Был резко снижен налог на доходы физлиц то есть подоходный налог: с 40 до 13 процентов. Цель была одна - чтобы зарплата платилась не в конверте, а «по-белому». Поскольку зарплата - это прежде всего отчисления в пенсионные фонды, то в совокупности с налоговой мы начинали и пенсионную реформу: ввели накопительные счета, и все изменения проводились системно. Отчисления в Пенсионный фонд идут только от «белой зарплаты», и первым этапом пенсионной реформы была дифференциация ставок, по которым устанавливались пенсии (в зависимости от стажа и зарплаты). Ведь до 2003 года, по сути, была уравниловка, которую ликвидировал Янукович, когда начал первый этап реформы. Во время него предусматривалось создание негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих накопительные счета будущих пенсионеров. Еще одно примыкающее сюда направление - использование средств этих фондов для инвестиций в собственную экономику. Этот процесс был сорван оранжевой революцией. Прошло пять лет, а шагов в области системного реформирования нет никаких.

- Что даст снижение налога на прибыль с 25 до 19 процентов, как это планирует сделать Виктор Янукович?

- Это прежде всего желание оставить у предприятий больше средств на модернизацию, развитие, создание рабочих мест. Мы исходим из того, что экономика сейчас нуждается именно в модернизации, в замене основных фондов, технологическом обновлении. Для этого за последние два года вообще ничего не было сделано. А как ее проводить, если денег в бюджете нет? Значит, нужно стимулировать предприятия, чтобы они активно занимались модернизацией. Поэтому и предусмотрен меньший налог. Значит, предприятие сможет заплатить более высокую зарплату, больше сможет израсходовать средств на обновление. А если это происходит - значит, и доходы в бюджет через какой-то промежуток времени будут расти. В итоге это позволит повышать и социальные гарантии.


«Не нужно платить несуществующий долг»

- Министр экономики в оппозиционном правительстве Ирина Акимова говорит о том, как необходимо возвращать задолженность НДС. Это сейчас возможно сделать?

- 1 января 2005 года задолженность по НДС была нулевой. В 2004 году на счета налогоплательщиков отправили максимальное количество средств, часть из которых возвратилась в виде облигаций, которые свободно котировались на рынке. В итоге задолженность равнялась нулю.

Так что вопрос по долгам нужно задавать не нам. Был период, когда с долгами можно было рассчитываться и не создавать их снова. Если вспомнить 2004 год, то тогда была идея создания спецсчетов по НДС. Чтобы никогда не появлялась новая задолженность, мы создаем спецсчет и предприятие. И он постоянно либо пополняет его, либо снимает с него средства, а разница идет государству. Хозяином счета является само предприятие, а государство не изымает 20 процентов принудительно и не определяет, когда именно их нужно вернуть. В этом случае ни о каком накоплении задолженности и речи не могло идти. Но вокруг этой идеи было столько шума со стороны тех, кто на НДС наживается, кто создавал и создает «воздушные» фирмы, которые получают липовые возмещения! К сожалению, в свое время Кучма соответствующий указ не подписал.

На сегодняшний день авантюра с НДС выглядит следующим образом. Бюджет возместил НДС на сумму в 30 млрд гривен, а 20 млрд остался должен. То есть, по сути, за год создалась задолженность в 50 млрд гривен - в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Как это возможно при падении экспорта и цен на экспортные товары в два раза? То есть в четыре раза должна была снизиться необходимость в возмещении НДС, но вместо этого она выросла в два раза!

Если возмещение НДС «воздушное», то и возвращать его не нужно, а необходимо просто заниматься наведением порядка в этой области. В этом году накоплено 230 млрд других задолженностей. 50 млрд заняли путем выпуска так называемых ценных бумаг, почти 70 млрд выдано государственных гарантий, около 90 млрд заняли в Международном валютном фонде, 20 млрд заняли под «Нафтогаз». Как отдавать этот долг новому правительству? Общий фонд государственного бюджета - около 180 млрд гривен, а заняли мы 230 млрд. Как такое может быть?

«НДС снижать просто необходимо»

- Виктор Янукович говорит о том, что НДС к 2011 году можно снизить с 20 до 17 процентов. Вы согласны с тем, что это можно сделать в такие сроки?

- Это не просто можно, а нужно сделать! Классически НДС - это налог на потребление. Он хорошо должен работать там, где хорошо растет потребление, а налог это потребление сдерживает. А у нас, к сожалению, потребление снижается. Товарооборот за последние 10 месяцев упал на 21 процент - это очень много. Люди начали меньше покупать товаров, продуктов, услуг. Происходит это потому, что снижается потребление всего - мяса, сахара, масла и т.д. Поэтому налог на добавленную стоимость, который приплюсовывается к любому товару, продукту и услуге, должен быть снижен, чтобы выросло потребление. Мы как экономисты в этом заинтересованы, чтобы развивался внутренний рынок.

Наш опыт 2004 года показывает, что, когда мы снизили подоходный налог и налог на прибыль, в начальный период мы потеряли доходы бюджета, первый квартал того года был тяжелым. Однако тогда год мы закончили с теми цифрами, которые и планировали. Снижение налогов обязательно приведет к снижению доходов бюджета, это неизбежно. Но здесь как раз должна сработать «подушка» из кредитов. То есть нельзя разбазаривать такие громадные займы, какие дает МВФ. Они должны быть «подушкой» для каких-то реформ, только тогда они вернутся и будет отдача от экономики.

В течение этого года происходило именно то, чего не должно быть. Например, повышение акцизов на многие товары, на то же пиво. Эти товары нельзя назвать предметами роскоши, ведь акциз - это своего рода налог на богатство. Возьмем акциз на нефтепродукты, который повышался трижды. В итоге цена бензина у нас сравнялась с европейской, но зарплаты ведь у нас отнюдь не европейского уровня. Сейчас мы просто загнали свою нефтепереработку, она ушла «в минус»…

«Налоговые каникулы для молодежи»

- Кризис ударил по малому и среднему бизнесу особенно больно. Виктор Янукович говорит о том, что бизнесу нужно спокойствие. В качестве поддержки предпринимателей вы предлагаете пятилетние налоговые каникулы. Это то самое спокойствие? И достаточно ли будет этого срока?

- Вполне достаточно. Прежде всего пятилетние налоговые каникулы касаются молодежи, тех, кто вступает в жизнь и мечтает создать свой бизнес. Начать его очень трудно, нужно где-то найти ресурсы, получить кредиты. Но, предположим, грамотный молодой человек нашел деньги и начал свое дело, начал в него что-то вкладывать. Но не успел он поставить свой станок, как пришла налоговая и сказала: «Давай плати налог на прибыль, НДС и прочее!» Начинаются поборы. Раз есть предмет для налогообложения, значит, есть предмет и для коррупции. И этот молодой человек, вместо того чтобы заниматься развитием своего бизнеса, маркетингом, расширением, думает, как ему заплатить взятки и налоги. То есть молодежь попадает под пресс. Смысл налоговых каникул в том, что, после того как ты начал свое дело, тебя никто не трогает пять лет.

Малый бизнес может начинаться с тысячи гривен, а через пять лет вырастет в миллионы, если ему помогать, а не мешать. Поэтому самый большой раздел предвыборной программы посвящен развитию малого бизнеса. Но чтобы у нас деньги не разворовывались, предусмотрена серьезная схема контроля. Деньги даются не просто так, а под что-то, какие-то программы. И выполнение этих программ должно находиться под вниманием правительства. Никто не собирается создавать кормушку, в которой любой желающий может взять, например, 50 тысяч гривен, погулять на них, а кто-то будет за него отвечать. Безусловно, мы работаем на доверии и инициативе, но предусмотрены и прописаны в наших документах и бизнес-план, и отчетность по реализации бизнеса. Исключается только налогообложение - главный фискальный элемент. Наша идея такова: малый бизнес должен становиться средним, средний - большим, а большой должен стремиться стать транснациональным.