Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

ОПЗ: «Ой там, на току, на базарі»

ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ

Народная песня «Ой там, на току, на базарі» повествует о том, как «жінки чоловіків продавали». По сюжету одна из главных героинь пытается продать своего непутевого муженька, который и пьет, и должного внимания ей не уделяет. Неожиданно торговка отказывается от своей затеи после того, как понимает, что другие женщины воспринимают ее благоверного не такой уж и плохой партией. Премьер-министр Юлия Тимошенко поступила в ходе приватизации ОПЗ практически так же, правда, передумала продавать свой товар не настолько своевременно, как это сделала фольклорная героиня. Последней удалось избежать позора с продажей мужа, поскольку она сняла с него «ценник», так и не продав. Юлия Владимировна же сказала «стоп» уже по факту завершения приватизационных торгов.

Интересно все-таки получается - персонажи из народного творчества оказываются умнее реальных людей из плоти и крови. Как говорится, невероятно, но факт. Женщина из упомянутой песни взвесила все «за» и «против» прежде, чем сбыть «ненужный товар», чего не скажешь об украинской леди-премьере, которая начала «махать кулаками после драки». К сожалению, произошедшее в случае продажи ОПЗ дает понять, что правительство Юлии Тимошенко таки не в силах обеспечить честную и прозрачную приватизацию госсобственности, поскольку глава Кабмина понятия не имеет о том, как это делается. Убедиться в этом можно благодаря не только совершенно алогичным заявлениям Тимошенко по итогам приватизации ОПЗ (который она до этого так спешила пристроить в частную собственность), но и созвучным заявлениям и.о. главы ФГИ Дмитрия Парфененко, направляющего действия Фонда в указанном премьером направлении.

Как известно, проходивший 29 сентября приватизационный конкурс по продаже Одесского припортового завода завершился победой ООО «Нортима», предложившего за 99,567% акций одного из крупнейших предприятий химотрасли Украины 5 млрд грн. Поскольку два других участника конкурса - ООО «Фрунзе-Флора» (Украина) и ООО «Азот-Сервис» (Россия) - не смогли предложить большие деньги за продаваемый актив, в ходе торгов лицитатор объявил «Нортиму» победителем конкурса. Соответствующий юридический статус участника, предложившего наибольшую цену за предприятие, был зафиксирован и председателем комиссии. В соответствии с Положением о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ вышеуказанные действия являются решающими в деле определения победителя конкурса по продаже госимущества. А потому на совещании, куда отправились члены комиссии после завершения торгов, оставалось лишь формально подписать протокол по итогу конкурса по продаже ОПЗ.

Как ни странно, вопреки нормативам имеющегося Положения о порядке проведения конкурса, Дмитрий Парфененко решился на отмену результатов конкурса на основании того, что они якобы нелегитимны. Исполняющий обязанности в этом случае грубейшим образом пошел против предписаний Положения, утвержденных приказом ФГИ от 31.08.2004 г. №1800, распоряжением АМКУ от 31.08.2004 г. № 30-р и решением ГКЦБФР от 17.11.2004 г. №489, в которых черным по белому написано, что победитель конкурса объявляется лицитатором после того, как от участников не поступает предложения относительно более высокой цены за продаваемый актив. В случае с торгами по ОПЗ в соответствии с процедурой победителем была признана «Нортима». Отменив же решение лицитатора, Парфененко дискредитировал нормативную базу Фонда, дав понять, что на практике она не имеет никакой силы воздействия на приватизационные процессы. Можно было подумать, что Дмитрий Николаевич пошел на столь неадекватный шаг по своему желанию, если бы аргументация такого его поведения не перекликалась с обвинительным спичем Юлии Тимошенко - оба чиновника объяснили отмену результатов приватизационного конкурса по продаже ОПЗ каким-то эфемерным сговором между участниками торгов.

ОБЫЧНЫЙ ЛОББИЗМ ЦЕНОЙ АВТОРИТЕТА УКРАИНЫ

Такие выпады со стороны Тимошенко и Парфененко откровенно позорят весь аппарат власти в Украине - где это видано, чтобы глава правительства и руководитель приватизационного ведомства страны позволяли себе вольность обвинять кого-либо в чем-то без соответствующих доказательств? Что самое поразительное - мало того, что таким образом продажа крупного госпредприятия превратилась в «базар», сами зачинщики приватизации ОПЗ стали противоречить самим себе, придумывая все новые и новые оправдания беспочвенной отмене результатов приватизации.

Совершенно позорными для Кабмина и ФГИ являются аргументы вроде «результаты нелегитимны, потому что предложена слишком маленькая цена» (откуда-то взялись ожидаемые 8-9 млрд грн.) или «в конкурсе участвовало слишком мало претендентов на покупку». В правительстве и Фонде либо делают вид, либо на самом деле забыли, что стартовую цену в размере 4 млрд грн. одобрили они сами, при этом стараясь как следует разрекламировать процесс оценки ОПЗ. Определение стоимости Одесского припортового завода осуществлялось группой специалистов ФГИ, при этом ставилось особое ударение на том, что к данному процессу были привлечены представители профсоюзов завода. По итогу оценки и в ФГИ, и в правительстве отмечали, что 4 млрд - самая справедливая цена ОПЗ, который будет выставлен на продажу в период кризиса. Однако, как ни странно, после того как «Нортима» выразила готовность заплатить за завод на миллиард больше, Тимошенко и Парфененко вдруг стало мало и этих денег.

Кстати, относительно претензий по небольшому количеству участников конкурса по продаже ОПЗ следует заметить, что Юлия Владимировна лукавит, жалуясь на «недобор». Во-первых, в торгах приняли участие все, кто пожелал подать необходимые документы в установленный срок (заявки принимались до 21 сентября - 18.00) и проплатил вступительный взнос в размере 400 млн грн. Во-вторых, зачем жаловаться, если в конкурсе таки поучаствовало предположительное протеже леди-премьера - компания «Азот-Сервис». Подозрения относительно такого, более реального сговора, чем тот, о котором вещала Юлия Владимировна, подтверждаются рядом фактов. Например, условия конкурса прописаны под конкретную компанию, которая может регулировать цену на газ («Азот-Сервис» аффилирован к «Газпрому»), да и сам конкурс вдруг отменяется после того, как россияне не смогли предложить победную цену. Совпадение? Вряд ли. Обычный лоббизм ценой авторитета Украины в глазах западных инвесторов. После того что им пришлось понаблюдать в ходе продажи ОПЗ, теперь вряд ли кому-то захочется разжиться госимуществом в нашей стране.