Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В каких реформах нуждается система образования?

В каких реформах нуждается система образования?
Фото: Сергей Тигипко считает, что полноценная реформа системы образования должна стать одним из главных приоритетов государственной политики.

Зарплату педагогов нужно поднять в пять раз

О реформах в сфере образования, «запущенных» нынешними властями, говорено-переговорено. Введение

12-летнего обучения, 12-балльной системы оценивания, новых предметов, постоянные изменения программ, тестирование выпускников - это далеко не полный список последних новшеств, внедренных только в средней школе. Результаты поистине впечатляющие: сегодня более половины выпускников не могут даже сформулировать теорему Пифагора. А значит, деньги, которые ежегодно тратятся на образование - 6,29 процента от украинского ВВП (то есть порядка 65,8 миллиарда гривен), не дают нужного результата.

- От эффективности системы образования зависит будущее страны, ее благосостояние и место в мире. Строить конкурентную инновационную экономику предстоит молодежи. И роль учителя в этом процессе трудно переоценить, - заявил известный политик и экономист Сергей Тигипко накануне Дня учителя. - Полунищий и бесправный педагог не может воспитать свободную личность. Поэтому полноценная реформа системы образования должна стать одним из главных приоритетов государственной политики. Именно по этому пути шли страны, сотворившие «экономическое чудо».

Престиж профессии педагога подорван. Прежде всего низкими зарплатами: приходить в школу на ставку в 1200-1300 гривен в месяц решится далеко не каждый выпускник педагогического вуза. Вот несостоявшиеся учителя и стремятся работать где угодно, но только не по специальности: в 1990 году средний возраст школьных педагогов был 25-40 лет, а треть всех преподавателей составляли мужчины. Сейчас две трети учителей старше 40 лет, из них половина - старше 50 лет. И только каждый десятый школьный учитель - мужчина. Если так пойдет дальше, через десять лет в школах больших городов останутся учителя только пенсионного и предпенсионного возраста.

- Для того чтобы в школу шли работать лучшие, необходим конкурсный отбор. Такой отбор можно организовать только при уровне учительских зарплат в 7-8 тысяч гривен, - считает Михаил Фурман, учитель-методист киевского лицея №142. - Низкие почасовые ставки привели к тому, что для выживания учителя вынуждены проводить по 7-8 уроков в день. Кроме того, из-за нехватки средств в классах учатся до 40 детей, что тоже снижает качество обучения. Сравним это с европейскими стандартами: 10-15 человек в классах начальной школы и 20-25 человек - в старшей.

Избежать уравниловки поможет разделение школ

А вот на что государство не жалеет средств, - так это на управление образованием. Чиновничья «надстройка» над школами поистине огромна: академии педагогических наук, институты усовершенствования учителей и т.д.

- Однако новые методики преподавания, учебники, написанные на их базе, издаются в несколько раз реже, чем в России. Качество учебников низкое, адаптированы они под среднего ученика, - говорит Михаил Фурман.

В свою очередь Сергей Тигипко отмечает, что обязательное среднее образование не только заставляет учителей тянуть до окончания школы неспособную или не желающую учиться молодежь, но и ставит барьер на пути талантливых детей, которые получают гораздо меньше знаний, чем могут усвоить.

- В школе господствует уравниловка, - уверен политик. - Программа одна для всех, а учитель вынужден ориентироваться на восприятие самых слабых учеников. В результате мотивированные на хорошее образование ученики теряют стимулы к обучению.

Тигипко предлагает внимательно рассмотреть предложения о реформе среднего образования, которая вводит три уровня школьного образования. После девятого класса стоило бы ввести обязательное тестирование: дети, которые не сдали тесты, продолжают обучение в профессионально-технических колледжах (первый уровень среднего образования). Средняя школа в ее нынешнем виде должна составить второй уровень (преподавание большого количества предметов с неглубоким уровнем изучения). Третий уровень - специализированные учебные заведения (лицеи, гимназии) с углубленным изучением профильных предметов.

По мнению политика, в таких заведениях обязательно нужны вступительные экзамены, а лицеев и гимназий не должно быть много. Более того, такая реформа поможет вузам получать подготовленных студентов, а экономике - квалифицированных специалистов, дефицит которых наметился за последнее десятилетие.