Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жеваго и его карточный домик

Жеваго и его карточный домик
Фото: Жеваго пришло время наконец выбрать между должностью в коммерческой структуре и креслом в парламенте.

НЕСЧАСТНЫЕ МИЛЛИАРДЕРЫ

Есть такая известная пословица: кто может - ищет способы, кто не может - ищет оправдания. Множество примеров ее воплощения в жизнь предлагает современная экономическая обстановка. Стагнация мирового хозяйства косит ряды миллиардеров, список богачей Forbes сокращается, заставляя простых людей забывать о своих проблемах и сопереживать несчастным богатеям, чьи сбережения сногсшибательно сократились. Действительно, пристало ли расстраиваться из-за потери захудалого кредитного автомобиля, когда у некоторых из рук уплывают миллиарды?

По версии все того же Forbes, за прошлый год 10 ведущих миллиардеров мира потеряли в общей сумме примерно 150 миллиардов долларов. Львиная доля снижения капитализации приходится на потери гигантов сталелитейной промышленности: индийским магнатам братьям Мукеш, Анилу Амбани и Лакшми Миттал пришлось списать со своих счетов две трети указанной суммы.

Действительно, против неумолимости экономических циклов не попрешь, и даже гениальный менеджмент бессилен, что доказывает печальная статистика. Однако, помимо этого, кризис выступает также удобной ширмой для прикрытия бездарного руководства некоторыми компаниями, особенно если речь идет о нашем дорогом отечестве, чьи отдельные представители имели честь в свое время попасть в «козырный» список американского журнала. Впрочем, как показывает практика, надолго там задержаться оказалось не так-то просто.

В самом журнале о жертвах кризиса высказались не очень дипломатично: «Русские были в числе наибольших лузеров минувшего года». Действительно, их потери значительны: Олег Дерипаска, к примеру, потерял 18 миллиардов долларов, а общее количество московских миллиардеров уменьшилось с 74 до 27.

Однако если уважаемые издатели под словом «лузеры» имели в виду именно русских, то кем тогда назвать нашего соотечественника господина Жеваго, который чудесным образом умудрился за год превратить «честно заработанные» 3,4 миллиарда долларов в 350 миллионов, то бишь уменьшить свое состояние практически десятикратно?

Действительно, Константин Валентинович не особо достойно выдержал битву «не на жизнь, а на смерть» против мирового финансового кризиса. Цена акций компании Ferrexpo, исполнительным директором которой с 25 октября 2008 года является наш миллионер (почетное право называться миллиардером, как сказано выше, Жеваго утратил в этом году), упала с марта прошлого года на 90%. Банк «Финансы и Кредит» также пребывает в плачевном состоянии, не говоря уже о том, что Константину Валентиновичу пришлось продать четверть акций «АвтоКрАЗа» и доли в некоторых других предприятиях.

СУРОВЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ

Наверное, нужно быть снисходительными к Константину Валентиновичу, ведь справляться с таким количеством компаний (а ведь есть еще и не расплатившийся по облигациям «Киевмедпрепарат», бедствующее «Кременчугмясо», требующий вложений футбольный клуб «Ворскла») - нелегкий труд. И это помимо уже упомянутого банка, «АвтоКр-АЗА» и  Полтавского ГОКа (Ferrexpo является компанией, созданной для вывода этого предприятия на IPO) на плечах бедного миллионера, «Луганскоблэнерго», Стахановского вагоностроительного завода и многих других предприятий. А тут еще господин Жеваго решил попробовать себя на поприще «большого менеджмента», используя Ferrexpo в роли «опытно-испытательного полигона». Эта задача дается ему нелегко, о чем буквально кричат статистические показатели деятельности горнорудной компании. Неудивительно, что рентабельность Ferrexpo обвально снижается, учитывая полное отсутствие у Константина Валентиновичу опыта работы на подобных должностях и каких-либо соответствующих навыков. Удивительно другое: как можно так рисковать солидной прибыльной компанией, которой некогда была Ferrexpo, уже не говоря о ее добром имени?

Как известно, большой бизнес либо работает, как единый слаженный механизм, либо перестает быть большим бизнесом. Неполадки в одной сфере вызывают цепную реакцию, задевая эффективность связанных между собой предприятий. Не успеешь опомниться, и вот уже тебя вычеркивают из списка Forbes…

Нетрудно проследить этот суровый закон жизни на примере того, как разваливается бизнес-империя господина Жеваго.

БИЗНЕС ЖДАТЬ НЕ БУДЕТ

20 августа текущего года Хозяйственный суд Днепропетровской области вынес решение о банкротстве одного из предприятий, принадлежащих Константину Валентиновичу. ООО «Восток-руда» не справилось с трудностями и объявило о своей финансовой несостоятельности, что имеет прямое отношение к производственным проблемам Полтавского

ГОКа. Как известно, стагнация экономики обусловила сокращение спроса на окатыши среди субъектов рынка, и главный потребитель железорудного концентрата «Восток-руды», коим и является Полтавский ГОК (основной производственный актив Ferrexpo), не стал исключением. В течение первой половины 2009 года комбинат произвел на 10% меньше продукции, чем за аналогичный период прошлого года, что сказалось на деятельности «Восток-руды» критическим образом.

Проблемы Полтавского ГОКа, с которого все началось, связаны тем не менее не только с финансовым кризисом. Трудно представить, чтобы такой гигант Лондонской фондовой биржи, как Ferrexpo, не смог уберечь «Восток-руду» от полного краха. Ведь еще не так давно капитализация компании Ferrexpo составляла 5,4 млрд долларов, а ее акции были включены в основной индекс биржи - FTSE 100. Однако успех - вещь хрупкая, а особенно в сложных экономических условиях. Ни для кого не секрет, что даже процветающую компанию может погубить неэффективное руководство.

После назначения Константина Валентиновича на должность исполнительного директора компания Ferrexpo начала терять рыночные позиции и престиж, а на Полтавском ГОКе начались сокращения. 

Если господин Жеваго продолжит заниматься самодеятельностью, за «Восток-рудой» последуют другие предприятия, а акции Ferrexpo продолжат падать в цене, что в конечном итоге подведет-таки Константина Жеваго к мысли о возврате в свое последнее пристанище - украинский парламент, в котором он до сих пор незаконно (потому как совместитель) числится.

В этой связи следует заметить, что исполнительный директор Ferrexpo - живой пример того, насколько мудрые законы порой сочиняют в нашей стране. Вполне очевидно, что для Жеваго пришло время наконец выбрать между должностью в коммерческой структуре и креслом в парламенте. Ведь пока что и то и другое у него получается одинаково плохо. Беда только в том, что если родина подождет (ей не впервой, бедняге), то бизнес ждать не будет.

А когда этот карточный домик рухнет, фамилию господина Жеваго можно будет увидеть разве что в списке «Заможні люди Полтавщини», а не в Forbes. Так, может быть, стоит опомниться, пока не поздно?