23 ноября
Загрузить еще

Почему рухнула Саяно-Шушенская ГЭС

Почему рухнула Саяно-Шушенская ГЭС
Фото: На ГЭС идут спасательные работы.

Велся ремонт. Что именно произошло в то утро, до сих пор никто не может точно сказать. Просто пришла волна - страшная и смертоносная, как в фильмах ужасов показывают.

- В наших раздевалках вдруг появилась и очень быстро стала подниматься вода, - вспоминают работницы. - А когда раздалась сирена, все испугались, что может рвануть плотина.

Руководство города, чтобы успокоить людей, выступило с обращением к гражданам о том, что угрозы прорыва плотины нет, что авария произошла в одном месте. Но ее итог трагичен: 12 погибших, 16 пострадавших и 64 человека, пропавших без вести. Как говорят спасатели, люди находятся под завалами на глубине реки. Завалы расчищают, но шансов найти живых почти нет. Жены пропавших работников во вторник с самого утра стояли у главного входа в Саяно-Шушенскую ГЭС.

Здесь же передавали из уст в уста истории о чудесных спасениях. Один работник ГЭС 15 часов просидел в вентиляции затопленного цеха практически по горло в ледяной воде. Его вытащили водолазы. Еще одну женщину пять километров несло по Енисею, но ей повезло - зацепилась за мост, а дальше местные рыбаки помогли ей выбраться и отвезли в больницу. Говорили, что страшно повезло Нине Катайцевой - 56-летняя начальница всех техничек, которую на ГЭС все зовут тетя Нина, сидела как раз в том цехе, в который ударила смертоносная волна. В том отделе погибли все, а тетю Нину вытащили спасатели через пролом в стене. Как раз в тот момент, когда вода затопила кабинеты. Еще чуть-чуть, и не спасли бы!

- Всех пострадавших через неделю выпишем из больницы. Будут жить! - уверяют врачи.

На самой ГЭС о причине катастрофы говорят разное.

- В советское время любили работать сверхурочно, строить такие махины ради каких-то непонятных рекордов, - ругаются рабочие. - А теперь люди должны страдать.

…В затопленном музее разрушенной ГЭС до сих пор сохранились листки «Молнии», на которых хвалились очередными успехами строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Вот одна из них: «Победитель - смена «Ленинградская»: за сутки уложила 4009 кубометров бетона…»

По разным прогнозам, на восстановление плотины уйдет от 1 до 5 лет.

ВЕРСИИ

Что это было?

Специалисты говорят, что причиной аварии стал гидроудар - из-за большого давления в одном из шлюзов поток воды резко набрал скорость. И струя воды в несколько тысяч тонн изогнулась, как хлыст, и снесла машинный зал ГЭС.

Но что вызвало гидроудар?

Версия первая - теракт. Специалисты ФСБ в первый же день отмели все подозрения о некоем запланированном взрыве: следов взрывчатых веществ не обнаружено.

Версия вторая - взрыв масляного трансформатора. Есть вероятность, что техника дала сбой. Но эту версию специалисты пока также не подтверждают.

Версия третья - во время недавнего ремонта могли повредить сток воды. И поток пошел не в том направлении. Об этом много говорят работники станции, правда, в неофициальных беседах.

Следствие продолжается. Пока его результаты не озвучивают. По факту аварии уже возбуждено уголовное дело по статье 143 «Нарушение правил охраны труда».

А КАК У НАС?

Киевскую ГЭС многие считают одной из самых опасных в мире. Вокруг нее постоянно ходят различные слухи, страшилки. Говорят даже, что если ее дамбу прорвет, то почти все приднепровские области окажутся затопленными! После ЧП в России много всяких сплетен пошло и о других украинских станциях. Мы решили проверить ситуацию из первых уст. 

На Киевской ГЭС

- Спецкомиссия Киевской городской государственной администрации установила, что ГЭС не представляет угрозы для столицы! - сказали нам в администрации станции. - Построенная в 1964 году, она была и остается сооружением первого класса надежности. Обе ее дамбы - и право-, и левобережная, общей длиной свыше 50 км, а также здание самой станции, где размещены гидроагрегаты, - находятся под постоянным контролем специальной автоматизированной системы. 

На Кременчугской ГЭС

- Управление и регулирование технологическими процессами у нас полностью автоматизированы, - гордятся в администрации гидроэлектростанции. - Станция под постоянным наблюдением соответствующих комиссий. Ни о какой тревоге речи у нас не идет. По нашим сооружениям проходит не только автомобильная, но и железная дорога. Но это не представляет опасности для региона.

На Днепрогэсе

Власти Запорожья посчитали: за последние два года написали 163 письма с просьбами выделить деньги на ремонт Днепрогэса и строительство мостов. Но власти только кормят обещаниями. Зимой еще раз послали в Киев SOS - мол, срочно нужно чинить плотину - поддерживающие конструкции попросту рассыпаются. Даже ограничили движение по плотине.  

И вот во вторник (аккурат после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) Киев расщедрился - выделил Запорожью 7,7 млн гривен (вместо обещанных 9,2 млн).

- Эти деньги - только на бумаге, - вздыхает начальник горуправления капитального строительства Иван Сухомлин. - Но, опять же, их хватит лишь на ремонт металлических частей несущей контрукции дороги, где работы уже ведутся.

Стоимость же полного ремонта подвесной части Днепрогэса составляет больше 30 миллионов гривен.

На Каховской ГЭС

- Уровень опасности нашей станции ниже среднего, - сказали нам в Каховке. - Наше отличие в том, что у нас ГЭС русловая, озерного типа, с годовым регулированием уровня воды. Мы не видим какой-либо вероятности катастрофы, даже несмотря на текущий ремонт гидроагрегата.