Наталия ГРАЧЕВА, наш соб. корр. Стокгольм. (14 августа 2009, 01:00)
«Бермудский треугольник» в Бискайском заливе: Исчезновение судна с русским экипажем обрастает новыми загадками

«Бермудский треугольник» в Бискайском заливе: Исчезновение судна с русским экипажем обрастает новыми загадками

Этот лесовоз словно в воду канул.

Экипаж Arctic Sea (15 россиян) подобрался сравнительно молодой, с опытным капитаном (50-летним Сергеем Зарецким. - Ред.). Миновали финские территориальные воды, вошли в шведские. 

- В ноль часов 24 июля на лесовозе сменились вахтенные, - рассказал Виктор Матвеев, директор компании - владельца судна. - На дежурство заступили второй помощник капитана, матрос и инженер-механик. Второй помощник занял место на мостике. Вахта уже заканчивалась, какой-то час остается до смены. Но примерно в три часа ночи на борту произошло ЧП. 

Виктор Матвеев замолкает. На этом заканчивается полностью достоверная, проверенная часть истории. Дальше начинается то, что удалось собрать по крупицам из разных источников.

Неожиданно на мостик с верхней палубы врываются люди в черном, с автоматами. На спинах надпись по-шведски - POLIS («полиция»). Требуют капитана. Выясняя, где находится «черный ящик», то есть прибор, автоматически фиксирующий все, что происходит с судном, бьют его прикладом. Рассредотачиваются по лесовозу, отключают связь, нейтрализуют экипаж (надевают «фирменные» наручники, заклеивают рты и глаза скотчем, сопротивляющимся наносят увечья).

Проводят обыск. Документов не предъявляют, называют себя сотрудниками наркоконтроля, в большинстве говорят на английском без акцента, несколько человек - с тяжелым акцентом, нерусским. Наступает утро. Второй помощник (возможно, все еще остающийся на мостике) отправляет SMS-сообщение техслужбе компании в Архангельск. Его содержание Виктор Матвеев раскрыть пока не может - идет следствие. В это время на берегу уже подняты по тревоге все службы. Судно не подает сигналов. Наконец капитан отвечает на очередной звонок, подтверждает факт захвата. Разговор обрывают. Спустя полтора-два часа удается наконец связаться с освободившимся экипажем.

Капитан докладывает, что поломок нет, никто не пострадал, полиция покинула Arctic Sea на черной надувной лодке с мощным движком, совершив обыск и, по всей видимости, ничего подозрительного не обнаружив. Собирается продолжить плавание. Голос капитана узнаваем, сведения зафиксированы, разрешение следовать дальше дано. Позже, уже в пути, выясняется, что не работает кнопка подачи сигнала бедствия. 

Мальтийская морская администрация уже уведомлена компанией о захвате судна. Швеция начинает расследование, сообщает, что на борту ее полицейских не было. 29 июля с судном разговаривали британские морские диспетчеры, когда оно проходило Ла-Манш. Капитан или тот, кто представился им, заявил, что на борту все в порядке.

31 июля с лесовозом связался шведский следователь. В тот же день уже в Бискайском заливе (между Францией и Испанией) сухогруз был замечен с патрульного самолета береговой охраны Португалии. Летчики не обнаружили на судне ничего необычного. Больше Arctic Sea вестей о себе не подавало, и где оно находится сейчас - неизвестно.

Совершенно очевидно, что исчезновение Arctic Sea и захват его в шведских территориальных водах - два действия одной драмы. Возможно, налетчики, кем бы они формально ни были, оставались все это время на лесовозе. И переговоры с берегом капитан и члены команды вели под дулами их автоматов.

Еще один нюанс. Согласно имеющимся у нас сведениям, нападавшие очень хорошо ориентировались на борту и, похоже, знали буквально все о судне, его экипаже, грузе, владельцах, режиме работы. Похоже, акция готовилась заранее...

Кроме сторожевого корабля на поиски лесовоза отправились две российские подлодки.

ВЕРСИИ

Сопоставив крайне скудные данные о происшедшем (некоторые из которых представляются, прямо скажем, странными), можно выдвинуть несколько версий мистической пропажи сухогруза.

 Экипаж превратился в заложников, «пираты» выдвинули требования, о которых мы не знаем. Много уже говорилось после событий 11 сентября об опасности морского терроризма на Балтике, ведь захватить судно порой легче, чем людей в городском помещении. Требования могут быть экономическими, предъявляемыми, например, к компании - владельцу лесовоза, или политическими (освобождение заключенных и т. д.). Для таких целей хорошо подходят именно «интернациональные» суда (в данном случае «замешаны» Мальта, Финляндия и Россия).

1. На Arctic Sea был некий левый груз, который перевалили на другое судно в подходящем районе. В таком случае лесовоз с экипажем, лишенный навигационных и коммуникационных средств, остается где-то в море.

2. Судно с грузом продано в целях наживы - значит, экипаж надо искать в море на спасательных плавсредствах.

3. Судно и экипаж уничтожены после изъятия груза или получения каких-то сведений, которыми, возможно, случайно обладали члены команды. Но в такую развязку верить не хочется.

Подробности читайте в субботнем номере «КП».

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Савченко дала первый брифинг в Верховной Раде после годичного отсутствия
Савченко дала первый брифинг в Верховной Раде после годичного отсутствия [фото, видео] 34

Депутат заявила, что из политики уходить не собирается.

Геннадий Москаль подал в отставку
Геннадий Москаль подал в отставку 40

Глава Закарпатской областной государственной администрации написал заявление "по собственному желанию".

Выборы в Индонезии: во время подсчета голосов скончались 54 сотрудника избиркома
Выборы в Индонезии: во время подсчета голосов скончались 54 сотрудника избиркома 47

Члены комиссии не справились с переутомлением.

Происшествия

В Житомире парень залез на электричку и получил ожоги 96% тела
В Житомире парень залез на электричку и получил ожоги 96% тела 130 1

18-летний пострадавший находится в крайне тяжелом состоянии.

В Херсоне неизвестные из окна обстреляли женщину-пешехода
В Херсоне неизвестные из окна обстреляли женщину-пешехода 130

37-летняя пострадавшая получила ранение в бедро.

В Житомире ехавшие на вызов патрульные снесли две машины
В Житомире ехавшие на вызов патрульные снесли две машины [видео] 218

Полицейские утверждают, что двигались со включенными спецсигналами.

Экономика

Бензин может подорожать до 33 гривен за литр
Бензин может подорожать до 33 гривен за литр

Причин две – мировой рост цен на нефть и санкции со стороны России.

 Нафтогаз  и Кабинет министров договорились о снижении цены на газ для населения
"Нафтогаз" и Кабинет министров договорились о снижении цены на газ для населения 840 1

Ультиматум Гройсмана подействовал на Коболева.

Сколько стоит начать экожизнь
Сколько стоит начать экожизнь 608 1

Экосумка, термочашка и блокнот: какими вещами стоит обзавестись, чтобы планета была чище.

Общество

Алексей Венедиктов: Дмитрий Быков рвется вести эфир
Алексей Венедиктов: Дмитрий Быков рвется вести эфир 87

51-летний писатель хочет выйти на работу через полторы недели после госпитализации.

Ледники Гренландии начали таять в шесть раз быстрее
Ледники Гренландии начали таять в шесть раз быстрее 125 1

Это приводит к сильному росту уровня мирового океана.

SMM-менеджер Pornhub:  Я постоянно слежу за новостями спорта и политики
SMM-менеджер Pornhub: "Я постоянно слежу за новостями спорта и политики" 255 1

Сотрудница видеохостинга для взрослых рассказала об особенностях продвижения бренда.

Спорт

Футболисты  Пари Сен-Жермен  посвятили свое чемпионство собору Нотр-Дам-де-Пари
Футболисты "Пари Сен-Жермен" посвятили свое чемпионство собору Нотр-Дам-де-Пари [фото, видео] 117

На титульный матч против "Монако" игроки вышли в футболках с изображением сгоревшей святыни.

Марлос успеет восстановиться к матчам сборной Украины
Марлос успеет восстановиться к матчам сборной Украины 130

Реабилитация полузащитника идет с опережением графика.

Роман Зозуля об оскорблениях в свой адрес:  Меня называют фашистом, нацистом, расистом, но я уже не обращаю внимания
Роман Зозуля об оскорблениях в свой адрес: "Меня называют фашистом, нацистом, расистом, но я уже не обращаю внимания" [видео] 379 3

Форвард к оскорблениям привык, но терпеть их не намерен.