Загрузить еще

Политчутье: Бойтесь данайцев, часы приносящих

Политчутье: Бойтесь данайцев, часы приносящих

Народ обсуждает не содержание проповедей, а Breguet стоимостью 30 тысяч евро, который фотокорреспондент подсмотрел под рукавом облачения.

С одной стороны, иерарху подобного сана вроде несолидно сверять время по каким-нибудь потертым «командирским» часам. С другой - наличие предмета роскоши у духовного лица, которое обличает пороки общества потребления, наводит на грешную мысль: все мы одним миром мазаны… Значит, для электората, то есть для паствы, рекомендованы скромность и воздержание во всем, включая будильники. А для себя - корпус из белого золота и ремешок из кожи крокодила.

Из окружения Блаженнейшего звучат предположения, как Breguet, статусная игрушка VIPов, мог очутиться на запястье владыки. Роль толкователя феномена принял на себя профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. «Если это действительно такие дорогие часы, то есть смысл поставить вопрос: а знает ли сам патриарх об их цене?» - задался он вопросом. И дал ответ: Кирилл по магазинам не ходит, в быту его в значительной мере окружают подаренные предметы. «Вполне возможно, часы подарил патриарху кто-нибудь из президентов тех десятков стран, на территории которых наша церковь осуществляет свою пастырскую деятельность».

Профессор духовной академии попутно напомнил историю о святом и праведном Иоанне Кронштадтском и упреке, который однажды ему бросили. Мол, призывает к духовности, а рясы-то шелковые носит! «И Иоанн Кронштадтский ответил: я долго сомневался, брать ли дорогие подарки, пока не понял, что отказом обижу людей, сделавших эти подношения». Потому деньги, попадавшие к нему анонимно, раздавал бедным, а ценные и узнаваемые предметы оставлял. Дабы не оскорбить отказом тех, кто действовал от чистого сердца. «Это тоже форма смирения. Не стилизовать себя под убогого странствующего монаха, а смиренно пользоваться тем, что дают люди и церковь, не прикипая сердцем к вещам», - вразумил критиков Андрей Кураев.

Параллели со святым рискованны, но позицию Иоанна Кронштадтского в данном вопросе разделяет, кажется, не только патриарх Кирилл, а и многие наши политики и их дети. Лишь журналисты сопоставят доходы, указанные в декларации, с имуществом, начинаются праведные стенания: «Эту дачу друзья подарили! И машину родственники в складчину приобрели ко дню рождения! Где же тут коррупция?»

Вот президент Виктор Ющенко в личном автопарке держит только «Запорожец» и мотоцикл Harley-Davidson, члены же его семьи и вовсе «безлошадные», исходя из декларации. Потому навязываемый Виктором Андреевичем аскетизм в быту толкал его друзей на отчаянные поступки. Подарить старшему сыну, например, BMW M6, чтоб студент не выглядел среди ровесников «странствующим монахом». Сейчас приятели молодожена Андрея Ющенко, пишут газеты, выбирают ему подарок: то ли часы стоимостью в 300 тысяч баксов, то ли «Феррари». Не по-христиански обидеть их отказом. Придется смиряться и терпеть…