Так уж сложилось, что украинским президентам практически никогда не удается «сработаться» с Верховной Радой. Вероятнее всего, из-за того что выборы парламента и главы государства разведены по времени: большинство в Раде формируют силы, далекие по убеждениям от гаранта. Потому-то каждый из обитателей офиса на Банковой стремится ограничить «вредоносную», по его мнению, деятельность парламента путем наложения вето на не устраивающие его законы, а каждый парламент упорно старается это самое вето преодолеть.
Впрочем, есть у президента и право законодательной инициативы - Виктор Ющенко не раз вносил в Раду законопроекты, вызывавшие в обществе отчаянные споры. Парламентские специалисты подсчитали, что за время своего президентства Виктор Ющенко направил в Верховную Раду 229 законопроектов и применил вето к двум сотням. Активность, прямо скажем, средненькая: его предшественник Леонид Кучма за аналогичный срок предложил парламенту в полтора раза больше законопроектов.
В парламенте президента называют хорошим экономистом, но в политике….
- Основа законодательства - законы политические. Ведь политика - квинтэссенция экономики, и наоборот. Так нас учили при Союзе. А президент в политике некомпетентен: это он доказал хотя бы даже тем, что двести раз ветировал законопроекты, а подал всего 229, - поделился с «Комсомолкой» депутат от БЮТ Лев Бирюк. - К такому диссонансу привела непоследовательность президента: в 2004 году по инициативе в том числе и Виктора Ющенко были внесены изменения в Конституцию, сделавшие наше государство парламентско-президентским. И вся его фракция проголосовала «за». А ровно через год президент начал говорить, что виновата Тимошенко. Сама же Юлия Владимировна, просившая его не делать этого (ее фракция не дала за изменения ни одного голоса!), теперь вынуждена выслушивать президентские упреки.
У президента обвинения, естественно, отметают - говорят, что Виктор Андреевич действует не согласно «политической целесообразности», а исходя из потребностей государства. Впрочем, уже сейчас вырисовывается модель управления страной, при которой ни президент, ни парламент не способны сработаться друг с другом: президент со своей программой и законопроектами не может получить поддержки Рады, Кабмин, также имеющий собственную программу, не имеет поддержки президента. А Рада может преодолеть вето гаранта только конституционным большинством в 300 голосов, но сделать это она не всегда в состоянии. Стало быть, назрела необходимость в продолжении конституционной реформы?