В конце минувшей недели на сайте премьер-министра России появилось официальное заявление Владимира Путина:
«7 июня 2009 года Украине предстоит осуществить очередной платеж за российский природный газ, поставляемый для внутреннего потребления и закачки в подземные хранилища. Проведенные переговоры показывают, что с выполнением этих финансовых обязательств могут возникнуть проблемы. Как следствие возрастает риск новых сбоев в транзите российского газа европейским потребителям.
В рамках поиска выхода из сложившейся ситуации премьер-министр Украины Юлия Тимошенко предложила, чтобы Россия осуществила предоплату за транзит газа в Европу на 5 - 7 лет вперед в сумме около 5 млрд долларов. Примерно столько же украинцы должны заплатить за российские поставки.
Реализация подобной схемы представляется маловероятной как минимум по трем причинам.
Первое - президент Украины Виктор Ющенко в своем недавнем выступлении, по сути, объявил такой вариант незаконным.
Второе - согласно подписанной 23 марта 2009 года в Брюсселе совместной Декларации ЕС - Украина по модернизации украинской газотранспортной системы планируется провести существенное изменение организационной структуры газового комплекса Украины. То есть сейчас мы не можем с уверенностью сказать, с кем именно в перспективе предстоит работать Газпрому по исполнению контрактов на поставку газа Украине и обеспечению транзита европейским потребителям.
Третье - в условиях глобального кризиса, снижения цен на газ и объемов продаж достаточно сложно аккумулировать такую сумму, как 5 млрд долларов.
Поскольку украинская сторона выразила сомнения в способности осуществить текущие платежи за природный газ, мы... информировали наших партнеров о складывающемся положении... Судя по реакции европейских лидеров, Евросоюз не в состоянии оказать Украине необходимую финансовую помощь. При этом звучали ссылки на острый экономический кризис, а также на внутренние правила и процедуры ЕС.
Предупреждая европейских партнеров о том, какой угрозой для энергетической безопасности Европы чревата складывающаяся ситуация, мы заявили о готовности взять на себя часть ответственности и финансовых обязательств по урегулированию проблемы. Вместе с тем подчеркну, что в одиночку нести груз субсидирования украинской экономики Российская Федерация не намерена. Рассчитываем, что наши озабоченности будут услышаны и самым серьезным образом проработаны на предстоящем 18 - 19 июня заседании Европейского Совета...
В заключение еще раз подчеркну, что назревающая проблема вокруг украинского транзита исключительно серьезна и касается не только России и Украины. Она касается подавляющего большинства европейских стран, и решать ее необходимо совместно, общими усилиями, с полным пониманием ответственности. Рассчитываю, что возобладает именно такая - здравая и прагматичная - логика».
ВЗГЛЯД 6-го ЭТАЖА
Сообразить на троих
Ольга МУСАФИРОВА
Рассуждения на газовую тему летом в Украине теряют остроту. А поздней осенью вспыхивают скандалом: «Россия грозит перекрыть вентиль!» Президент пишет письма протеста: «Мы ничего не воровали!», правительство - ищет суммы на покрытие долгов, которые наросли непонятно откуда, европейцы - нервничают в предчувствии остывающих батарей. Затем ситуация стабилизируется, но остается послевкусие: тема не закрыта. Это лишь косметический «ремонт отношений» в области энергоснабжения.
Заявление премьер-министра России Владимира Путина сломало установленный порядок событий. Соседи дали понять: они намерены использовать нынешнее лето и кризис власти в Украине для того, чтобы раз и навсегда определить статус пресловутой трубы. Кремль даже выступил в роли ходатая перед ЕС - мол, финансовые и прочие трудности страны-транзитера столь очевидны, что заинтересованной в тепле Европе надо раскошелиться на поддержку спасительного проекта. Но уж потом жестко требовать от Киева выполнения обязательств.
Идея международного газотранспортного консорциума не нова. Еще несколько лет назад Украина, Россия и Германия одобрили соответствующую декларацию. План не был реализован - Киев усмотрел в нем покушение на «национальное богатство». Значит, тупик?
Известно: украинская ГТС давно требует реконструкции, но денег нет. Как нет миллиардов у России на строительство газопровода в обход Украины. А Европе нужен российский газ и надежный транзит. То есть предпосылки для создания консорциума, который обеспечит не совместное управление трубой, а энергетическую безопасность и эффективность для поставщиков, транзитеров и потребителей налицо. У всех ли партнеров хватит политической воли на подобный «тройственный союз»?