Загрузить еще

Забастовка в 9-м «А» ВИДЕО

История у 9-го «А» стояла пятым уроком. Прозвенел звонок. Леха подлетел к двери и защелкнул замок.

- Пусть сама свои тесты пишет! - хихикнул он, упиваясь собственной смелостью.

Створка захлопнулась прямо перед носом входящей в класс учительницы.

- Круто! - обрадовались остальные. К двери потащили парты и стулья. Ура, баррикада!

Потом революционный молодняк распахнул в классе окна: «Протестуем против исторички! Она, с...,  нас обзывает и бьет!»

В школе № 893, что в Южном округе, запахло переворотом.

НИЗЫ НЕ ХОТЯТ...

Прочитав скупую информацию о происшествии, мы ехали в школу, в сердцах негодуя против жестоких учителей. Как же надо было довести ребят, чтобы те вынуждены были взять власть в классе в свои руки?

И уже на подходе к 893-й мы получили лишние доказательства нашей версии событий. Даже пятиклассницы в курсе «зверств» исторички. Совершенно случайно на крылечке мы разговорились с двумя девчушками. И тут же посыпались обвинения. Как-то раз  Маргарита Валентиновна запустила учебником в непослушного ученика. В другой раз матерящихся пацанов за шкирку вывела из класса.

Надо же! Учительница-то всю школу довела! Что ж удивительного, что первыми не выдержали «горячие» девятиклассники? Самый переходный возраст - где уж тут мириться с несправедливостью?

...Но все наши умозрительные построения рассыпались в прах, когда на том же школьном дворе мы нос к носу столкнулись с самой «героиней» революции. Маргарита Валентиновна Молчанова в простеньком пальто и поношенных сапогах шла к автобусной остановке, понурив голову и опустив плечи. На лице - растерянность, обида и усталость.

- Я хотела только одного - чтобы они знали предмет, чтобы вышли из школы нормальными людьми, - тихо говорит учительница.

-  9-й «А» жалуется, что вы на них орали, оскорбляли...

- Да, я старалась быть жесткой. Да, голос повышала иногда. А как их по-другому заставить учиться? В 14 - 15 лет они еще не понимают, что все это им пригодится в жизни.

- Вас теперь могут уволить? - спросили мы Маргариту Валентиновну. - Мне теперь все равно...

Маргарита Валентиновна пришла в 893-ю школу три года назад. Переехала вместе с мужем в Москву из небольшого провинциального городка. На родине проблем с детьми никогда не было - учительница была в своей школе на хорошем счету. С бурным нравом столичной молодежи учительнице совладать оказалось труднее.

Работать Молчанова привыкла на совесть. Чтобы у детей были знания. Чтобы учились с удовольствием. Первым делом в новом кабинете создала уют:  купила за свои деньги жалюзи, расставила цветы в горшочках. Шкафы забила книжками. Но девятиклассники  этого даже не заметили. Класс совсем непростой. Пятеро мальчишек -  на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Двоих ловили в школе пьяными. Остальные, быть может, и хотели бы относиться к учебе усерднее, но ведь не попрешь против вожаков, превращавших уроки в балаган.

Доводили они не только одноклассников. Ребята из других классов не раз писали директору: просим исключить хулиганов из школы. Но закон сейчас не позволяет  выгонять учеников на улицу.  Да и перевести их некуда: в 893-й всего один девятый класс.

...ВЕРХИ НЕ МОГУТ

Поначалу Маргарита Валентиновна  пыталась заинтересовать подростков предметом. Бесполезно. И руки у нее опустились. В начале года Молчанова попыталась отказаться от 9-го «А». Замены ей не нашлось - в школе всего один учитель истории. Тогда учительница стала давать детям больше самостоятельной работы. Только бы не выслушивать грубости и пререкания. Но те, решив, что учительница дала слабину, вообще сели ей на голову.  Ругались матом, издевались, глядя в глаза. Однажды, не сдержавшись, Маргарита Валентиновна в отчаянии бросила одной из девочек: «Шалава!» Противостояние перешло на новый виток...

Венец этого противостояния и вылился в баррикаду.

- Она нас со своими тестами достала! Весь год только и делаем, что конспекты пишем. Скучно! А вообще не люблю я историю, - не вынимая наушников из ушей и манерно пожевывая жвачку, выдала нам одна из «революционерок», темноволосая Галя.

Нам удалось раздобыть видеоролик, который девятиклассники снимали про свой «подвиг». Ор, грохот, безудержный смех. Подростки как оголтелые носятся по классу, кидаются друг в друга учебниками, с такой любовью собранными учительницей на стеллажах,   швыряют из окна горшки с цветами,  вольготно развалившись на подоконнике, кольцами выпускают изо рта сигаретный дым...

Все 45 минут урока Маргарита Валентиновна  стояла под   кабинетом и уговаривала разухарившийся народ прийти в чувство и открыть дверь. 

И в ответ получала:

- Лохушка, тебе здесь не место!

Когда зазвучал звонок и дверь, у которой скопились и милиция, и школьное начальство, наконец открылась, учительница увидела свой разгромленный кабинет и расплакалась...

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Главное, чтобы все было шито-крыто?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования 

Самое странное в этой истории - поведение  школьного начальства. Мы несколько  дней уговаривали директора 893-й Веру Евгеньевну Петрину встретиться с журналистами «КП» и дать нам возможность в стенах школы поговорить с участниками конфликта. Ответ: нет! «Мы сами во всем разобрались, педсовет провели...»

Может быть, и так. Но как-то уж очень сомнительно. В 893-й есть и психолог, и свой собственный омбудсмен (специалист по защите прав детей), и завуч по воспитательной работе. Сомневаюсь, что о конфликте между учительницей и распоясавшимся классом никто из них не знал. А если знал, почему довели до такой «революционной» ситуации?

Сейчас проще всего всю вину свалить на учительницу. Мол, ослабила воспитательную работу. Но учитель истории - это не надзиратель в исправительно-трудовом лагере. Какие-то педагогические возможности у нее есть. Но с крепко спаянным современным хулиганистым классом ей одной не совладать. А где же коллеги, где специалисты по работе  с трудными подростками?

На мой взгляд, не таить нужно было бы сейчас эту историю, а напротив - выволочь зарвавшихся подростков на свежий воздух и прилюдно потрепать. Чтобы и им самим, и их родителям стало стыдно.

А так, когда больше порядка на уроках, школьной администрации хочется тихой, незаметной для начальства жизни, вышло, что победили «революционеры». Ну пожурили их, ну вызвали в школу родителей...

С нынешними подростками трудно. Это совсем иное поколение - компьютеризированное, с собственной шкалой ценностей и  зачастую не признающее авторитетов. А уж если неучи сбиваются в стаю...

Чему учит нас история, которой так предана Маргарита Валентиновна? Революционные бунты должны подавляться со всей жестокостью. Потому что, если власть захватят сами революционеры, всем мало не покажется.