Загрузить еще

Один, совсем один…

Один, совсем один…
Фото: «Иду на выборы. Это же ясно и очевидно!» - сам сказал, сам услышал.

Дежавю?

Какой-то странный ряд ассоциаций возникал у меня 22 апреля, когда в Украинском доме, экс-музее Ленина, два с лишним часа смотрела и слушала Виктора Андреевича Ющенко…

Такое уже происходило в 1993 году (наверное, надо добавить - далеком). Тогда зал заседаний Кабинета министров журналисты заполнили до отказа. Их лица были торжественно-печальны. Кажется, слезились даже «глаза» телекамер. За столом президиума в светло-зеленом, по сезону, костюме, похожий на привядший стручок гороха, сидел Леонид Данилович Кучма. Он добровольно уходил в отставку с поста премьер-министра, не в силах подчиняться тирану - да, именно таким предстал перед аудиторией образ действующего президента Леонида Кравчука. Кучма больше не желал приставать к нему с вопросом: «Какое государство мы строим?» Но хорошо знал, что построит сам, если получит возможность. Демократическую державу, равно дружественную России и Западу, с конкурентной экономикой, с верховенством права, с многообразием свобод… Он звал в союзники прессу. Только ее поддержка в отсутствие админресурса и собственной мощной политической партии могли совершить чудо: развернуть избирателя спиной к Кравчуку и лицом к перспективе. Впервые открывшаяся истина - власть не едина, в ней рядом оказались представители добра и зла, и за неверный выбор заплатят наши дети и внуки! - пробила броню самых отъявленных медиаскептиков. Плюс доверительный тон, плюс мудрая мягкость одинокого борца… Кучму не «обстреляли» вопросами: почему за время его пребывания в премьерстве в три раза выросла инфляция, взметнулись цены на энергоносители? Да и многое другое из зоны личной ответственности руководителя правительства по умолчанию легло грехами на совесть Кравчука. «Даниловичу мешали!» И никакая официальная пропаганда не сумела пересилить воздействие этого журналистского мини-Майдана, достучавшегося-таки в 1994-м до избирателей.

Дальнейшая история вплоть до оранжевой революции известна. Майданы веры на пустом месте - плохие помощники здравому смыслу.

Похоже, нынче в общении со СМИ Виктор Ющенко решил использовать те же эмоциональные приемы. Трагизм ситуации, в которую попала Украина и непосредственно гарант Конституции, подчеркивали его черный костюм и траурное платье пресс-секретаря. Впрочем, Ирина Ванникова стояла - как намек - на высоченных каблуках за конторкой рядом с креслом, где восседал президент: не только Юлии Тимошенко присуща подобная выдержка…

Одинокий лидер в окружении врагов

Виктор Андреевич отказался от вступительного слова - вопреки прогнозам, что озвучит там что-то сенсационное, ради чего и собрали пресс-конференцию в столице, устроив прямые включения со студиями в Запорожье, Львове и Одессе. Например, распустит Раду. Сообщит, кто и за что его отравил. Заявит о собственной отставке и уходе в оппозицию (отдельно от Януковича). Или объявит «Не дождетесь!» - и тут же обнародует план преодоления экономического кризиса. Под началом тех руководителей, которые есть уже у страны сегодня, а не появятся в будущем, в результате досрочных или очередных выборов. Сказать по чести, тема выживания в кризис - единственная из актуальных для целого общества, исключая прослойку, что прекрасно кормится от политических кампаний.

Однако президент поступил в патовой ситуации как некогда Леонид Кучма. То и дело льстил прессе («Прекрасный вопрос!», «Вы подняли важную проблему!»), не забывая напомнить, благодаря чьим усилиям в Украине (чаще звучало небрежное - «в этой стране») установилась хотя бы гласность без цензуры. Но и она может кончиться. Ведь на поверку оказалось, что из истинно демократических сил здесь осталась лишь одинокая маленькая «Наша Украина». И ее не менее одинокий лидер в окружении врагов.

- Потому что люди, которые были рядом со мной как партнеры, оказались мелкими. У меня нет долга ни перед кем из тех, кто ассоциировался с политическими событиями 2004 года. По отношению к ним я дал все и даже более чем заслуживали, - констатировал Виктор Ющенко.

На персоналии, впрочем, не перешел. И так ясно, кто мог советовать Виктору Андреевичу буквально лезть в окно на Банковой, и даже лестницу подставлял, и не боялся возможной крови и гражданской войны. Все для того, чтобы после победы иметь в качестве добычи свой фан-клуб в Раде, коррумпировать суды, подписывать предательски невыгодные соглашения по газу с Россией, а в перспективе - устроить тиранию…

На фоне такой зловещей фигуры бывший соперник выглядел простовато - расходным материалом для дамских интриг. Ну и пусть оба не носятся со своими рейтингами, а скорее заключат союз, создадут реальную коалицию, по новой утвердят премьера, пересмотрят бюджет. Или идут подальше - на досрочные выборы! Зато 47 миллионов граждан - в этом Виктор Ющенко просто убежден - поддержат его идею двухпалатного парламента. И тогда Украина будет спасена. Поскольку сегодня над ней снова нависла смертельная угроза - почище, чем в 2004-м.

Пикантная деталь и сладкий сюрприз

Деталь. Виктор Андреевич ни словом не обмолвился о собственных ошибках. Будто и не он стоял у руля «этой страны», а по-прежнему только собирался в президенты, причем сразу на второй срок. И с ленинской прямотой (стены навеяли, что ли?) сообщил:

- Иду на выборы. Это же ясно и очевидно!

Сюрприз. В подарочные пакеты для журналистов, кроме пасхальной открытки с автографом главы государства и блокнота с ручкой, упаковали еще коробку политкорректных конфет «Кокос и миндаль». Не от, упаси боже, кондитерской фабрики, принадлежащей известному донецкому регионалу, и не от бывшего «любого друга» по прозвищу Шоколадный Заяц. Возможно, конфеты следовало считать символом сладости европейского вектора, близкого Виктору Ющенко, и новой традицией в общении с прессой? Кучма в свое время до такого жеста не додумался…

Фото Укринформ