На газовом фронте снова проблемы. Вечером в пятницу в «Нафтогазе» получили официальное письмо из российского «Газпрома»: в корректных и обтекаемых формах руководство украинской компании поставили в известность о недоборе топлива и уведомили о возможности штрафных санкций.
- Все просто: согласно договору, подписанному 19 января этого года, мы должны отбирать определенное количество газа. Не сделав этого, рискуем нарваться на штрафы со стороны «Газпрома», - разъяснил «Комсомолке» источник, близкий к правительству. - В руководстве «Нафтогаза» утверждают, что март урегулирован так же, как январь-февраль, и расчеты сделаны по факту. Но известно, что за первый квартал Украина недобрала примерно половину «контрактного» газа общим объемом в 2,5 млрд «кубов»… Они действительно могут применить санкции.
И это несмотря на недавнее заявление российского премьера Владимира Путина, во всеуслышание пообещавшего «не добивать стратегических партнеров» и отменить штрафные санкции в случае, если Киев даст такой повод.
Какой размер штрафа грозит Украине, «газовики» пока не сообщают. Говорят лишь, что «Нафтогаз» уже отправил в Москву ответное послание с аргументами, оправдывающими недобор голубого топлива нашей страной. Согласно им недобор связан с уменьшением поставок газа в марте. В любом случае объем штрафных санкций - равно как и правомерность их применения - стороны рассмотрят на этой неделе: в Москву снова отправится правительственная делегация.
Делегации этой придется заниматься не только растущими, как снежный ком, долгами украинской газовой компании, но и строить планы на будущее. Как стало известно «Комсомолке», еще в прошлый понедельник руководитель «Нафтогаза» Олег Дубина, до сих пор пребывающий на больничном, посетил Москву, где провел переговоры о выгодной для Киева схеме поставок топлива. По сути, речь идет о том, чтобы покупать газ в долг: «Нафтогаз» просит перекачать топливо в украинские подземные газохранилища, а расплачиваться предлагает по бартеру - в счет оплаты Россией транзита газа по украинской территории в следующие годы. Возможно, атмосфера секретности, которой был окутан визит украинского чиновника, связана с объемами операции: Киев просит обеспечить 20 млрд «кубов» топлива по цене порядка 4,8 млрд долларов. И хоть «Нафтогаз» пока отказывается от официальных комментариев, достоверно известно, что такие переговоры действительно имели место.
КОМПЕТЕНТНО
Уполномоченный президента Украины по вопросам энергобезопасности Богдан СОКОЛОВСКИЙ: «Россия обиделась, как маленький мальчик»
- Неужели после недавнего заявления Путина РФ решится предъявить претензии к своему потенциальному партнеру - Украине?
- Потенциальная угроза штрафных санкций существует, по крайней мере, до тех пор, пока мы не урегулируем вопрос об отборе газа и оплате. Это, пожалуй, самая главная ошибка, допущенная при подписании январского контракта. Если сравнивать соглашения о транзите и купле-продаже газа, то второе соглашение по отношению к нам - дискриминационное. Партнеры так не делают…
Приходит время, когда нужно признавать свои ошибки, признавать, что позиция российской стороны - неуступчивая и далекая от партнерской. Хотя, мне кажется, сейчас атмосфера улучшается.
- Но ведь она ухудшилась после подписания соглашения с ЕС о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), на которое так обиделась Россия?
- Связывать эти вопросы просто некорректно. По крайней мере с российской стороны: им нечего обижаться на нас, это выглядит странно - мы всегда их приглашали, а они всегда игнорировали вопросы модернизации. И теперь, как маленький мальчик, обижаются. Но жизнь идет вперед - необходимо принимать решения о модернизации ГТС уже сегодня, хочет РФ этого или нет. И пусть пеняют на себя, хотя, безусловно, им будет предложено участвовать в процессе.
- Зачем «Нафтогаз» проводит переговоры о поставках в Украину газа «в долг»?
- То, что «Нафтогаз» ищет варианты для развития сотрудничества с «Газпромом», - нормально. Есть, впрочем, основания поставить ряд вопросов: какова цена на этот газ, каковой будет транзитная ставка?
Согласно финплану «Нафтогаза», в достаточном количестве денег на топливо у него нет. Компания в сложной ситуации, и этого уже никто не скрывает. Тайные попытки правительства договориться о кредитах в России и Японии, сделанные в феврале-марте, свидетельствуют о том, что финансовая ситуация в «Нафтогазе» требует серьезного внимания и изменений.