23 ноября
Загрузить еще

Сербы выбрали Европу

Страх перед изоляцией от Евросоюза оказался для Белграда сильнее, чем симпатии к России.

Поезд, идущий субботним вечером из Восточной Европы в Белград, был битком набит сербскими гастарбайтерами. Люди ехали домой голосовать. В моем купе три здоровых парня - один «демократ» и два «радикала». С красавчиком «демократом» Миланом мы курим в тамбуре. «Я специально еду голосовать за «западника» Тадича, - говорит он. - Хотя, если честно, Николич даже симпатичнее - он хотя бы говорит по-человечески, а не как эта заводная кукла Тадич. Но Евросоюз заявил: «Если вы не выберете Тадича, мы вас изолируем. Вы снова будете страной-изгоем». Мне 25, и я до смерти боюсь, что Европа закроет нам границы. Если выиграет Николич, я пакую чемоданы и бегу из Сербии. Я тебя уверяю, весь Белград проголосует за демократов, а провинция - за радикалов. Вот эти двое в нашем купе - явная «деревня» и точно радикалы».

Милан не ошибся. Двое коротко стриженных парней оказались «деревней» - из маленького городка Чачак. Ездили на заработки в Германию. «Мы вообще будем голосовать за Путина», - заявил один из них по имени Йован. «То есть как?» - опешила я. «Знаешь, в Сербии проводили опрос: за кого бы вы голосовали? 80% сказали: за Путина. Радикал Николич - свой, он русский серб. Уж лучше русские ракеты в Сербии, чем американские базы в Косово. А белградская элита до сих пор верит, что Европа нас возьмет. Конечно, возьмет! Только без Косово. Нас кастрируют, а мы сидим и улыбаемся».

Воскресный вечер в Белграде напоминал Новый год. Люди ставили на стол кастрюли с мясом и ракию и сидели у телевизоров в ожидании результатов. Тадич и Николич шли ноздря в ноздрю. В десять вечера улицы Белграда взорвались фейерверками - первые результаты показали, что выигрывает «западник» Тадич с перевесом в 2%. Молодежь в эйфории плясала и обнималась на улицах. Рыжий прыщавый паренек с плакатом «Тадич председник» (президент по-сербски) заявил мне: «Я безумно счастлив! Европа будет нашей! Я поеду учиться за границу! Это же сказка!» «Но Тадич уже с 2004 года президент, а Сербию так и не в Евросоюзе!» - возражаю я. «Это ничего! Мы готовы ждать! Он постарается».

Поздно вечером Николич поздравил своего соперника Тадича с победой. И горько заметил: «Я лишь сожалею, что в стране победу одержал страх. И власть страха продолжится».