Загрузить еще

Один из идеологов «оранжевой» революции Александр Зинченко: Надо бороться за себя по клеточке

Один из идеологов «оранжевой» революции Александр Зинченко: Надо бороться за себя по клеточке

Человек, который в разное время занимал высокие государственные посты, а потом в одночасье покинул политическую сцену, дал откровенное интервью «КП».

Только здесь и сейчас

- Александр Алексеевич, не знаю, как бывшие рядовые комсомольцы, но экс-комсомольский актив, родом из которого и вы, регулярно отмечает 29 октября - день рождения организации. Такой праздник отсутствует в календаре независимой Украины, но собирались и в этом году. В подвале Украинского дома: со спасенным, как подчеркивали, от «бандеровцев» красным знаменем, с песнями, воспоминаниями, за накрытым столом… Вас там не было. Почему? Не звали?

- Ритуалы не имеют никакого значения. Мне достаточно созвониться с очень близкими людьми, с кем действительно пережито что-то важное в один из самых ярких периодов жизни каждого - в юности. Ну и все.

- СДПУ(о) устраивала похожие корпоративы типа дня социал-демократа объединенного?

(Весьма сухо): - Нет.

- Собственно, я хочу спросить: легко ли взрослому человеку и сформировавшемуся политику расставаться с партийными идеями, которые искренне разделял (ведь вряд ли имела место конъюнктура?), и порывать с теми, кого считал товарищами и единомышленниками?

(Подчеркнуто сдержанно, поскольку, кажется, начало интервью не заладилось):

- Разойтись во взглядах с несколькими людьми из руководства - не значит разочароваться в доктрине. Да и какая разница - кто и что говорил или говорит? Мне не интересно рассуждать о комсомоле. Нет не только организации - даже страны той нет. Не интересно вспоминать о СДПУ(о). Даже недавние вроде ситуации - вице-спикер Рады, госсекретарь - это прошлое. Проехали! Прошлое не должно все время висеть непреодолимым каркасом. Я выбрал правило «здесь и сейчас». Все! Меняем плоскость разговора!

- Хорошо, без проблем. Но я вынуждена затронуть еще одну старую тему, чтобы окончательно перейти к сегодняшним делам. Распад «оранжевого» единства в 2005 году связан с выступлением Александра Зинченко на известной пресс-конференции…

- Не связан. Не с выступлением связан!

- Почему же тогда утвердилось мнение об отправной точке коррупционного скандала и его инициаторе?

- Окунитесь в прессу, в Интернет периода лета-осени 2005-го… Что, не видели, что проблемы нарастали? Ссылаться на пресс-конференцию легче, удобнее, чем разглядеть более глубокие причины. В СМИ именно шум, фон играет главную роль, определяет свойства среды, а не какое-либо пусть даже резонансное событие.

- Сейчас мы снова наблюдаем: две части «оранжевого» целого - БЮТ и НУ-НС - забыли прежние распри, взаимные обвинения и создали властную коалицию. Ваш прогноз как человека, хорошо владеющего информацией изнутри: союз будет прочным?

- Я в Секретариате президента не занимаюсь политическими прогнозами. У меня другой круг задач.

Поколение неучей наступает

- За должностью советника президента по вопросам науки и технологий кроется стремление оставаться в команде Ющенко?

- Инициатива исходила не от меня. Но эта работа сделала неактуальными некоторые другие мои планы.

- Вернулись к той части биографии, где Зинченко - кандидат физико-математических наук, автор ряда научных статей?

- Уже профессор, преподаю в КПИ. Но не это главное. Мы долго считали, что обладаем интеллектуальным запасом, некими преимуществами над другими странами. Но рынок и среда за последние пять-семь лет фантастически изменились, а мы - увы…

- Иными словами, перестали «напрягать мозги»?

- Вот серьезный предмет разговора! За прошлый год Украина на десять пунктов опустилась в мировых рейтингах конкурентоспособности. Показатели интегральные - от деловой среды и законодательной базы до скорости регистрации новых компаний и количества зарегистрированных патентов на душу населения. Зато как вырвались вперед страны Северной Европы! В Норвегии, Финляндии, Швеции уровень проникновения в Интернет - более 95 процентов. Домохозяйки его используют на полную мощь! Не только новости и погоду ищут в Сети - быт и работу организовывают онлайн. Обратите внимание: именно перечисленные страны породили в сфере высоких технологий признанных лидеров - «Нокиа», «Сони Эрикссон», «Теленор». А власти стимулировали новые методологии развития. И пока мы топтались на месте, они прорвались в сферу царствования клиентоориентированной, высокотехнологичной экономики.

- Тут, дай Бог, чтоб обычная не накрылась…Клиентоориентированная экономика - это как?

- Когда все определяет качественно иной, компетентный спрос. Когда вам не понравилось что-либо - от цены до цвета салона вашего авто - и вы ушли к конкурентам. Человек хочет не просто машину, а определенную машину и создает ее вместе с компанией. Более того, никогда не возьмет себе не нравящийся товар. Цвет, мощность двигателя, стеклоподъемники, сполер, диски на колесах - все до мелочей заказывается в Сети, пока автомобиль с конвейера не сошел. Роль коммуникации - огромная, у нас ее даже представить трудно. Попытайтесь проникнуть подобным образом, скажем, на ЗАЗ…

- Кому же мы в нынешнем виде интересны как партнеры - странам третьего мира?

- В области фундаментальных исследований определенный уровень еще сохранился. Советский багаж держит образование: до 98 процентов взрослого населения грамотно. Но количество молодежи, моющей чужие машины на стоянках вместо школы (не говоря уже о получении системных знаний дальше), растет. И они вскоре изменят общество «грамотных». Тут не до английского языка - с украинским и русским проблемы! А Интернет почти целиком англоязычный… Значит, возможность коммутировать с внешней средой усложнится.

- Перспектива полной изоляции?

- Все опять же зависит только от нас самих. В прошлом году, скажем, Украина сделала хороший шаг - интегрировалась в систему академических и научных университетов и организаций Европы методом оптоволоконной связи, прежде всего с помощью базы КПИ. Рядом с руслом высохшей реки пробился живой ручеек.

- Но поколение неучей все равно наступает - это, как выражается президент, один из вызовов современности. Считают ли потребностью получать новые знания и, стало быть, развиваться хотя бы те, кто сегодня управляет страной?

(Улыбается): - Демократия - очень плохой инструмент, хотя лучше еще никто не придумал. Сейчас интеллигентные, образованные люди не имеют критической массы как избиратели. Ведут себя скромнее. Потому-то «своих» во власть приводят другие… А вот учиться или нет - выбор каждого. С одной лишь оговоркой: раньше обучение касалось школы, университета, курсов переподготовки каких-нибудь. А теперь стало необходимым атрибутом всей жизни.

Парк для расцвета гениев

- В обозримом будущем Украине хватит ума на «большой рывок»?

- Важно, чтоб хватило духа. Дух - нечто большее, чем просто воля, терпение. Ну, если рискнем перенять опыт китайцев… 18 апреля 1990 года правительство Китая издало документ: строим город Пудон - спутник Шанхая! «Шанхай» нашим поколением воспринимался как имя нарицательное: трущобы, задворки. Но уже через 14 лет в трехмиллионном Пудоне расположился самый крупный в Юго-Восточной Азии аэропорт, такой же морской порт. Там квартируют 160 ведущих компаний, начиная с «Майкрософта». И курсируют поезда на воздушных подушках со скоростью 430 км/ч…

Теперь возникает вопрос: как это удалось? Китайцы твердо решили строить город будущего и определили: сердцевиной его станет научно-технологический парк, а главным элементом, центром притяжения - Шанхайский университет. Организовали самую крупную в стране биржу: науке нужны средства! Поддержали вновь возникающие собственные молодые компании. Создали льготный климат для иностранных фирм - минус пять процентов в сравнении с национальными. Потому их оказалось там такое множество. И они туда привезли все: патенты, лицензии, технологии, классное новейшее оборудование!

Мировые лидеры в эпоху глобальной конкурентной экономики ищут среду эффективного приложения своего капитала и стабильную страну. Сразу, конечно, этот рынок привлек не акул бизнеса - так, мелкую рыбешку. Но уже в 1993-м бизнесмены, сидя в ресторанах Нью-Йорка или Лондона, делились впечатлениями: «Только что из Пудона. Налоги щадящие, со стороны государства - поддержка…» И потянулись туда косяками! Но если кому-то не по душе пример из китайского опыта, да еще 15-летней давности, можно назвать другой: решение о строительстве известного сегодня Дубай-интернет-сити было принято только в октябре 1999 года! Сегодня там работают все мировые лидеры.

- Опыт трудно перенять по банальной причине: у нас любое правительство сидит на пороховой бочке, законы не выполняются, а каждую осень пахнет революцией. У «Майкрософтов» просто нервы не выдержат!

- Если хотим встроиться в глобализованную экономику и ликвидировать отставание - должны убедить мир в своей надежности. А, кроме того, внутри страны есть перспективные центры, которые могут открыться шире. Технологический парк Института электросварки имени Патона, недавно организованный научный парк «Киевская Политехника»…

(Мое озадаченное молчание Зинченко трактует правильно. В данном смысле парк - не зеленая зона в черте города, куда идут за глотком кислорода. Но очень похоже. Концентрированная благоустроенная научно-техническая среда, в которую тянет профессионалов.)

- В СССР аналоги возникли даже раньше, чем в США: Дубна, Арзамас, Новосибирский академгородок, тот же Южмаш в Днепропетровске. Классические образцы конвертации знаний в передовые технологии! Инженеры, техники и академики работали вместе, в одном пространстве. Еще не существовали бизнес-инкубаторы, но было понимание: ученым нужны квартиры и достойные зарплаты, чтобы не уехали за рубеж, не отвлекались на заботы о хлебе насущном, не стояли униженно в очередях у высоких кабинетов, не думали, как оформить патент, и так дальше - просто могли творить, постоянно общаясь друг с другом.

Целиком «тело» экономики вытащить тяжело, но сгусток интеллекта и технологий имеет наивысший шанс поднять страну на новый уровень. На появлении таких сгустков, или, как сейчас модно говорить, кластеров, экономить нельзя. И тут проверяется политическая воля государства. Не сбиться на коррупцию, не раздать по частям блага чиновникам и друзьям… Тогда и Киев, и другие украинские города смогут рассчитывать на города-спутники вроде Пудона и поезда на воздушных подушках...

Учитесь обращать боль в позитив

- «Комсомолка» сейчас постоянно пишет об Александре Абдулове, замечательном актере, который продолжает работать в перерывах между сеансами лечения - у него 4-я стадия рака. Я бы не позволила себе бестактного вопроса о здоровье, если бы не знала вашей позиции: онкозаболевание - не смертный приговор. В 2001-2003 годах вам пришлось испытать свое тело и дух в борьбе с этим недугом.

- Есть несколько условий, первое из которых - никакого отчаяния, обреченности. Дальше переходить в состояние осознанного пребывания в болезни, докапываться до ее причин, истоков. Не принимать болезнь. У Марка Твена есть хорошее выражение: «Как много неприятностей доставили мне события, которые со мной так и не произошли». Необратимых процессов не существует - есть лишь наши представления о них. Надо бороться за себя по клеточке.

- Простите, но как именно? Вы спортсмен, имеете черный пояс по карате. Правда ли, что, кроме традиционной медицины, обращались к восточным методам исцеления - иглоукалыванию, например?

- Проблемы идут от закупорки энергетических каналов. Так зарождаются сначала малые, потом значительные сбои - задолго, может, за десять лет до их физиологических проявлений на уровне всего организма. Но иголок, пусть даже в руках самого искусного целителя, мало. Энергетика и здоровье начинаются с духовного состояния. Вы как мир воспринимаете? Какие таите в себе чувства, мысли, эмоции? Шарлатанство не в биоэнергетике, а в лекарствах, которые глотают горстями, пугаясь боли и рассчитывая на чудо. Единственными авторами «чуда» можете стать только вы сами.

Да, я пользовался подобными техниками, меня учили - и в Киеве, и далеко за его пределами. И адское терпение нужно. Тогда отрешаешься от боли. Хотя и с нею можно работать - в высшей форме обращать страдания в позитив. Но это уже вне темы нашего разговора.

 

КСТАТИ

Был куратором

«Комсомольской правды»

- Александр Алексеевич, факт из вашей карьеры, когда по линии ЦК ВЛКСМ курировали «Комсомольскую правду», отрицать станете?

(Смеется: вопреки тезису о нелюбви жить прошлым, воспоминание знаковое!)

- Работа с «Комсомолкой», самой многотиражной - с 19 миллионами подписчиков, газетой страны - огромный опыт. И стресс, и удовольствие. Там всегда концентрировались люди творческие, интеллектуальные, компетентные. Как можно было не расти от встреч с Инной Руденко - ее очерк «Я вас в Афганистан не посылал!» буквально взорвал страну, перевернул наши представления о том, что же на самом деле происходит с «интернациональной миссией» в Афганистане; с тонким знатоком природы Василием Михайловичем Песковым; с Павлом Вощановым, мэтром политического анализа…

- Спорили?

- Да. Тема актуальна до сих пор: что, собственно, является новостью? Какая новость достойна главного места в номере? Когда трагедия - явление, ее нельзя обойти молчанием. Но испытывать людей каждый день шокирующими словами «убили», «ограбили» - значит, тоже заведомо уходить от правды жизни.