23 ноября
Загрузить еще

Виктор Черномырдин - о выборах в Украине: От Юлии Тимошенко я не таю. И майданов не будет

Виктор Черномырдин - о выборах в Украине: От Юлии Тимошенко я не таю.  И майданов не будет
Фото: Виктор Черномырдин: - Я - за того, кого изберет украинский народ.

«Ну чем они ближе к Западу?»

- Виктор Степанович, вы не знаете, выборы в Украине случайно не отменят?

- Нет, я не слышал. Ты это о чем?

- До голосования всего ничего, но в Киеве очень уж тихо... Я съездил в Ровенскую и Хмельницкую области, думал, там уже шумят - все-таки Западная Украина. Но тоже полный штиль. Что за дела?

- Да, ажиотажа, как раньше, уже нет. Они и сами все говорят: а что, ну выборы и выборы… Какая-то апатия, что ли… Я говорю им: вы уже привыкаете к выборам, ну постоянно они… В 2004-м три президентских тура было. Потом - просто парламентские, теперь - досрочные парламентские. Да и здесь, наверное, еще не вечер. А следующие - опять президентские…

- Поднадоело, да?

- Ну а чем еще объяснить? Так нельзя постоянно, в каком-то таком… Правительство, премьер, многие министры, наверное, более 50 процентов - в предвыборных отпусках. Страна же, экономика должны жить, развиваться. А тут выборы. И явно, что идет сдерживание. Огромные средства, конечно, отвлекаются.

- На выборы выделено 73 миллиона долларов.

- Обычно уходит гораздо больше.

- А вот еще 50-процентный порог явки установили. Даже в Западной Украине опасаются: мол, столько народу может не прийти...

- Да нет, должны прийти. Потому что люди же понимают: так дальше нельзя, конец должен же быть.

- И еще в Хмельницком мне рассказывали, причем простые избиратели, что от выборов к выборам Украина становится ближе к Западу...

- Я не могу так оценить… Ну чем она приближается к Западу? Чем могла? На Западе, кстати, тоже ничего не могут понять. Вот я только что из Германии, встречался там с руководителями. Все спрашивают: что в Украине происходит, что они там это, кто там есть кто? Но я же не буду им объяснять.

Я тоже был в Закарпатской области. С народом, «западэнцами», как их называют, встречался - никакой неприязни. Тем более ко мне - уж я бы сразу почувствовал. Ну а то, что тут пытаются направление выбирать, однозначно, один вектор. Ну… Есть вопросы. Она - Украина - не приблизилась к Западу и не так уж сильно отдалилась от России. Я имею в виду сам народ.

- А почему не может отдалиться?

- Слишком такие связи - вековые. Чтобы так кому-то захотелось, и вдруг они тут - повернуть, развернуть, насчет того, кто, куда и с кем? Нет, это не получается.

- Товарооборот-то между Россией и Украиной не упал за годы выборов?

- Наоборот, вырос. Мы в этом году выходим вплотную почти на 30 миллиардов долларов. (А 6 лет назад, когда я начинал здесь послом, было 9 миллиардов.) Заметьте, Германия - 5 миллиардов долларов - на 2-м месте, а США - 2 миллиарда долларов - на 3-м. Основная продукция Украины идет на российский рынок. А ты говоришь - Запад…

- Ну а хоть оранжевая-то революция пошла Украине на пользу?

- Какая польза? В чем она должна быть? Ну, руководство заявляет, что Украина стала более демократичной и открытой. Но я этого не вижу, не могу сказать. Так какая же польза, когда все никак - правительство меняется каждый год. Это бьет по уровню жизни людей прежде всего. И, конечно, по экономике.

- А вам не бросилось в глаза: как-то насчет вступления в НАТО поосторожнее высказываются и президент Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко? Да и по поводу русского языка как второго государственного - тоже.

- Как же, замечаю.

- Это ваша работа?

- Да брось ты. При чем здесь моя работа? Они понимают, что навредят только себе. Народ-то по-другому думает…

Почему сейчас звонче зазвучала российская карта, отношения с Россией, отношения с российскими компаниями? Вон сколько предложений мы уже заимели - абсолютно тех, которые раньше не очень. Допустим, предложили: давайте будем добывать, выведем добычу до 55 миллиардов кубов - если говорить по газу в России. То есть брать месторождения. А действительно, или отдавать, или находить надо решение.

«Большевиков здесь еще хватает»

- Вот Тимошенко, к которой вы по-особому относитесь, даже Жанной д'Арк называете, хочет победить и снова возглавить правительство. Если это случится, она будет так же действовать - комиссарскими методами?

- А какими? Ее уже не переделаешь. Я не могу за нее сказать: будет она или не будет, какая она будет. Но то, что методы у нее такие большевистские, будем говорить... Допустим, нет ГСМ, или не хватало им, или решила она там кое-кого наказать - производителей своих. Взяла и открыла границы, топливо пошло, залили страну. Но свою экономику, своих производителей «посадили». Нельзя такими методами решать.

- Вы с ней встречаетесь, да?

- Встречаемся. И по моей, и по ее просьбе, когда у Юли есть желание.

- Она вас на «вы» называет?

- Конечно, на «вы».

- А вы ее?

- По-моему, на «ты». Ну Юля, во-первых, и моложе. Да и по званию младше (смеется). Я, конечно, к Юле с уважением отношусь - за ее напористость, за ее характер. Она умеет вести, классный оратор - любая аудитория рыдает, когда Юля выступает...

- Ага, вы тоже, значит, таете от Тимошенко? Только честно.

- Насчет таять… Я уже давно не таю (смеется). Ни перед кем. Как некоторые говорят: ну вы бы побежали? Я говорю: не-е-ет, мне сейчас главное - убегать надо, а не бегать за кем-то. Таять - это не для меня. Да я и раньше не таял.

- Но Тимошенко прислушивается к вам?

- Где-то, может, прислушивается, а где-то - не знаю.

- Вы то Тимошенко нахваливаете, то Януковича… А они - ярые оппоненты.

- Вот я ее хвалю - ты же об одном спрашиваешь. Не поймешь тебя: ты где про любовь - таю, не таю, а где об экономике.

- Может, слышали? Тимошенко собралась на встречу с избирателями, а Партия регионов якобы выгнала коров на дорогу, чтобы она не проехала.

- Коровы помешали? Да ну. Из Партии регионов? Вот чудеса! Пастухи, наверное, вывели. Что, партия пасет?

- А разве нет?

- Пасет, только не коров.

«Теперь буду наблюдателем»

- А вот хорошо ли, что у Януковича американские политтехнологи работают?

- У них, кажется, у всех американцы работают. По-моему, это не политтехнологи, а советники.

- На дачах секретных сидят…

- А где они сидят - не знаю, где они их держат. С чего ты решил, что американцы? А может, там турки?

- А почему именно турки?

- Это я так, к слову.

- А что же наши политтехнологи?

- Наши? Да откуда они здесь? Нет их. Ну и не надо. Разберутся сами.

- Говорят, и западные разведслужбы свою руку к выборам в Украине приложили...

- Они всегда здесь были. В Украине работают более тысячи неправительственных фондов США. Это мне сам посол Тейлор сказал. А мы-то знаем, что где-то около полутора тысяч - только американских. Работают и другие. Так что здесь… Как работают они, мы знаем. У нас этого нет. Может, нам и не нужно столько. Конечно, нам можно и активнее работать.

- А чего же это мы так?

- Все-таки это самостоятельное государство. И сюда мы… Да, на выборах 2004-го были здесь наши политтехнологи - и у Партии регионов, и у других. А шуму было, шуму, здесь грязи на нас столько вылили… Что мы им там помогали, да не так помогали. Это все от лукавого. Каждый сумеет работать, значит, пусть работает.

- У Ющенко жена - американка. Говорят, помогает ему в избирательной кампании.

- Ну что же поделаешь, если американка.

- А у Тимошенко зять - англичанин.

- Да от него как от козла молока! Он, по-моему, где-то на гитаре играет. Не провоцируй ты меня.

- А между Ющенко и Януковичем притирка произошла? Что-то они меньше друг друга поливают…

- Надо спросить у тех, кто между ними трется.

- Вы про Тимошенко, что ли?

- Ты меня опять не так понял. Президент и премьер все больше на компромиссы идут. А чего же? Конечно. Нравится, не нравится - это два руководителя. Они могут не дружить, могут после работы не встречаться, чай не пить, а по работе-то обязаны делать. А вы что думаете, везде президент и премьер ходят в обнимку?

- Как в России, да?

- Россия - это особая страна.

- Говорят, не факт, что Ющенко в случае победы Януковича снова предложит его в премьеры.

- Да? Я не знаю… В Конституции Украины записано одно: президент вносит, а предлагает большинство парламента.

- Так вы за Януковича или за Тимошенко?

- Я - за того, кого изберет украинский народ.

- И чего же ждать от выборов?

- Новых тут никого не будет. Мы их всех знаем и будем отстраивать работу с Украиной. И они нас знают.

- Вы судите об этом по соцопросам?

- По электорату - он не очень изменился с 2004-го.

* * *

- Майдан может снова случиться?

- Второй майдан вряд ли получится. Да, проигравшие будут недовольны. Но вывести людей снова - не пойдут, мне кажется.

- А если заплатят, как тогда?

- Нужно много. Не хватит денег. И не дай бог этого.

- А силовой вариант?

- Силовой - это исключено вообще.

- Россия не будет сейчас четко обозначать свою позицию?

- Какую позицию? А чего мы будем за них? Сами пусть обозначают. Наша будет большая группа, кто официально заявил себя наблюдателем на этих выборах. Ну и отлично, понаблюдают пусть. Я тоже буду как наблюдатель - зарегистрировался.

- А это еще зачем?

- Буду ездить. Смотреть. Наблюдать…