Вчера «старые» депутаты решили сравнять себя с народом
И снова - здравствуйте!
Корзины с цветами по бокам трибуны, гимн Украины, звучащий под фонограмму, Александр Мороз в кресле спикера, сдержанный гул голосов в зале - многократно распущенные народные депутаты пятого созыва опять в кадре. 269 представителей коалиции торжественно открыли, как и намеревались, четвертую сессию Верховной Рады. Напомнили о себе теле- и радиослушателям страны (трансляция шла по-прежнему!): мол, не волнуйтесь - мы уже тут! Просто отдохнули немного и с новыми силами беремся за работу.
Но веселых лиц вокруг было мало. Не чувствовалось приподнятого настроения, которое обычно отмечает начало очередного парламентского сезона.
Президент, ясное дело, на сомнительном торжестве не появился. Он еще накануне в очередной раз предупредил о том, что ни одно из решений Рады не может иметь юридической силы. Не показался и премьер в правительственной ложе - срочно уехал в Алчевск проверять готовность тамошних коммунальных служб к зиме.
«Мог бы и повременить денек, конечно!» - тихо роптали в кулуарах однопартийцы. Видимо, монументальная фигура Виктора Федоровича в такой непростой день придавала бы им дополнительный заряд оптимизма. Зато на месте - Янукович-младший. Он отлично загорел и, кажется, еще больше подрос.
Характерная деталь. Если раньше иные народные избранники позволяли себе приходить на заседания без депутатских значков, полагая небезосновательно, что начальство надо узнавать в лицо, то теперь практически на лацканах всех пиджаков и рядом с декольте блузок красовались эти маленькие символы большой государственной власти. Расставаться с ними немыслимо тяжело…
«Все у всех забрать!»
Вокруг здания Рады кольцом, помахивая флагами, стояли сторонники Партии регионов. К забору прикрепили транспаранты: «Требуем ликвидировать неприкосновенность и льготы уже сегодня!»
- И у президента тоже надо все забрать! - нервно настаивала женщина в треуголке из газеты.
- Заберем, будьте уверены! - успокаивали ее выходящие по очереди на «дежурство» к митингующим представители коалиции.
Регионалы, социалисты и коммунисты ругали предстоящие выборы так страстно, будто они на самом деле их принципиально бойкотируют, а не включились на полных парах в гонку за мандаты.
- Ни правовых, ни социально-экономических оснований для проведения внеочередной кампании не было! - утверждал глава бюджетного комитета Владимир Макеенко.
- Незаконная и абсурдная избирательная кампания определила главного нарушителя Конституции. Им стал ее гарант - президент! - подливал масла в огонь лидер коммунистов Петр Симоненко.
- Авантюра с досрочными выборами имеет цель: ослабить Украину и превратить ее в слабого статиста на международной арене! - предупреждала посветлевшая прической регионалка Анна Герман.
Укрепив боевой дух подобным образом, перешли к основному обещанному вопросу повестки дня: отмене депутатских льгот и неприкосновенности. Тут оказалось не все так просто.
«Нельзя удариться в популизм и выплеснуть вместе с водой ребенка!» - стали тормозить друг друга отрекающиеся от благ. Отказаться от авиаперелетов в бизнес-классе или от бесплатной парковки авто - одно дело, а жилье в столице народному слуге нужно по-любому и 31 помощник для постоянного контакта с электоратом жизненно необходим… Но потом в сердцах нажали 259 кнопок в поддержку законопроекта, ставящего депутатов, судей, а также президента на одну доску с рядовыми гражданами - чтоб «прикосновенными» стали все!
Зря старались?
Представителям оппозиции, которые в экс-Раду принципиально не ходоки, тоже хотелось рассказать журналистам, что они думают относительно новых инициатив старого парламента, который попытался перехватить «оранжевую» идею равенства депутатов и народа. Потому член фракции «Нашей Украины» Николай Онищук назначил прессе встречу на улице, прямо под громкоговорителем, из которого лились громкие спичи выступающих.
Морщась от децибел, Онищук заметил, что его слова можно воспринимать как официальное заявление:
- Это собрание депутатов нелегитимно. Ни сегодня, ни завтра, ни в любой другой день Рада пятого созыва больше не может проводить пленарных заседаний и уж тем более принимать законы. У них нет конституционного большинства - 300 парламентариев.
И потому ни одно из решений не имеет силы. Уверен, что они это прекрасно сами понимают.