Виктор Маслов (6 февраля 2007)

Самый крутой борт примет наш аэропорт

«Комсомолка» уже говорила о проблемах одесского аэропорта («Летать — так летать!» в № 225 за 28 ноября 2006 г.). Речь шла о том, что в нынешнем его виде он больше похож на аэропорт внутриобластных линий. Аэропорт был построен в 1961 году и с тех пор практически не изменился, если не считать эпизодических ремонтов. Словно железнодорожный вокзал в центре Южной Пальмиры. Но то железная дорога с ее устоявшимися «железными» правилами. А тут — воздушная гавань. Для современных авиалайнеров она стала попросту тесновата. Это сдерживает поток пассажиров и, что не менее важно, грузов тоже. Город от этого много теряет. А будет терять еще больше, если иметь в виду перспективы развития Южного региона. Налицо мировая тенденция к увеличению перевозок именно авиационным транспортом, причем с использованием крупногабаритных самолетов. Не смогут они садиться в Одессе — их с радостью примут в другом месте. Со всеми вытекающими последствиями.

Как дальше быть?

Для изучения вопроса осенью прошлого года распоряжением мэра Одессы была создана рабочая группа под председательством члена горисполкома, профессора Николая Андриенко. С ним и беседовал наш корреспондент.

Где быть воздушной гавани города

— Николай Николаевич, а может не стоит огород городить и обустроить аэропорт в другом месте, например, в Лиманском? На месте бывшего военного аэродрома, подальше от города. Как никак, а там тяжелые бомбардировщики взлетали. Тогда многие проблемы точно отпадут. А нынешнюю территорию, например, отдать под жилье. Такой вариант рассматривался вашей группой?

— Конечно. Военный аэродром был построен свыше 50 лет назад в расчете на тяжелые самолеты того периода. Теперь он стал не нужен. Но и взлетно-посадочная полоса пришла в негодность! То есть придется все делать заново. Значит, снова создавать всю инфраструктуру, решать вопросы кадров — не все же согласятся на переезд. Плюс к тому транспортная проблема и некоторые другие. Не говорю уже о том, что путь до аэропорта в 70 км займет значительно больше времени — да и само строительство новой магистрали выльется в сумму, сравнимую с затратами на реконструкцию аэропорта. Думаю, этого достаточно. Но можно сослаться и на мировой опыт. Аэропорты в таких городах, как Мюнхен, Рим, Нью-Йорк, и многих других расположены в непосредственной близи от мегаполисов. Говорили и с авиаперевозчиками — они тоже против.

Предлагался и другой вариант — использование аэродрома «Школьный». Но его возможности еще более ограничены, чем ныне существующий аэропорт, жилые дома там еще ближе. Хотя в перспективе очень удобное место, но — только для строительства инфраструктуры, для создания нового аэровокзала европейского уровня. Ведь существуют различные варианты развития города, в том числе и жилищное строительство на землях «Школьного». И все это при положительном решении вопроса с Министерством обороны, использующим указанный земельный участок. Перспектива дальняя, в расчете на 2020 год.

Соседей не выбирают

— Ясно, о переносе аэропорта в другое место речь не идет. Но как тогда быть с безопасностью, с экологией? Ведь до Черемушек совсем рукой подать. Ясно и другое: самолеты станут взлетать и садиться намного чаще, чем сейчас. Значит, не исключена вероятность различного рода ЧП, не говоря о худшем.

… Мой собеседник разворачивает карту города и указывает на ней расположение взлетно-посадочной полосы. Вынужден признать: все положенные маневры с заходом на посадку и взлет проходят далеко за пределами микрорайона.

— Чтобы самолет оказался над городом — это же как надо нарушить маршрут, — заключает господин Андриенко и продолжает:
— Поэтому поговорим лучше об экологии. Украина в числе других стран присоединилась к Орхузской — есть такой город в Дании — конвенции еще в 1999 году. Она предусматривает обязательный доступ населения к информации, связанной с охраной окружающей среды. В данном случае каждый человек, живущий вблизи аэропорта, вправе знать, какой шум будет над ним, какие акустические выбросы его ожидают.
Нам приходилось слышать упрек, высказанный, кстати, в местной печати. Мол, следовало бы сначала узнать мнение жителей Черемушек насчет реконструкции аэропорта и только потом затевать весь сыр-бор. В таком случае это касается и жителей поселка Котовского, всех остальных районов города. И в той же самой степени! Почему? Да потому, что есть такое понятие — пятна акустической безопасности. Другими словами — шумовое загрязнение. Существуют и его нормы. Это 75 децибел днем и 65 — ночью в середине взлетно-посадочной полосы. Эти параметры были заданы проектантам и они их в точности соблюли. Расстояние от границы аэродрома до ближайшей жилой застройки составляет сейчас 1,2 км. Вполне достаточно, чтобы уложиться в норматив.

«Если есть сомнения — задай вопрос и получи ответ. Исходя из этого и действуй». Вот главный смысл конвенции, о которой идет речь. Рабочая группа попросит ученых составить карту шумовых пятен города. Если это интересно и найдете место в газете — обязательно опубликуйте! Не буду касаться всех деталей. Скажу лишь, что шумовое пятно в районе аэропорта, после его реконструкции, до Черемушек не доходит. И не будет доходить, проведенные эксперименты это подтвердили.
— Хотелось бы верить…
— Самолеты сегодня уже не те, что были раньше. Требования к шумовым параметрам в последнее время значительно возросли. Да вы же и сами прекрасно знаете, как относится Западная Европа к нашим отечественным самолетам — не везде их пускают. Это учитывают конструкторы и вносят соответствующие изменения в конфигурацию крыльев, а также закрылков, улучшают работу двигателей и т. д. Главное сейчас — чтобы город сам не «наезжал» на эти самые шумовые пятна.

Рабочая группа в действии

— В процессе работы нашей группы выяснилось, например, что застройка земельных участков в непосредственной близости к аэропорту велась в общем-то хаотично. То есть план застройки соблюдался, Земельный кодекс Украины тоже. А вот о Воздушном кодексе Украины словно и забыли. А он тоже существует и напрямую связан с обеспечением безопасности полетов. В нем предусмотрена зона ответственности аэропорта, и любые строительные работы в ней должны проходить соответствующее согласование.

За примерами далеко ходить не надо. Сравнительно недавно на приаэропортовской территории был возведен гипермаркет «Метро». Это создало серьезные трудности для проектировщиков. С трудом, но их удалось обойти. Ну а что если кому-то вздумается построить высотку в зоне захода самолета на посадку? Любому понятно, чем это может грозить. Поэтому мы вынуждены были обратиться с предложением к городскому голове и высказать свои рекомендации. В результате будет разработана специальная инструкция по правилам застройки и модернизации объектов на прилегающих к аэропорту территориях. Более того. Зона ответственности простирается далеко за границы города, в райадминистрациях области о ней теперь будут знать. Как и о возможных последствиях для нарушителей.

Важно отметить, что аэропорт сегодня – это крупное, успешно действующее предприятие с коллективом около 1000 человек. Но за последние годы накопилось много проблем, которые необходимо последовательно и настойчиво решать. К позитивным моментам можно отнести выдачу аэропорту в конце 2006 года госактов на основной земельный участок. Хочу подчеркнуть — все инвестиционные предложения обязательно рассматриваются рабочей группой. В ней собраны, кроме депутатов горсовета, настоящие профессионалы своего дела. В том числе работники аэропорта, служащие горисполкома — почти два десятка человек. Группа олицетворяет представительскую власть, но нисколько не подменяет ее. Задачу свою видим в выработке рекомендаций по тому или иному вопросу. Окончательное же слово всегда остается за горисполкомом.

Это важно для города

— Прежде всего удалось доказать саму важность развития аэропорта — для города, региона и юга страны в целом. Приведу лишь некоторые цифры. Сегодня Одесса связана воздушными линиями более чем с 60 городами мира. Принимает самолеты отечественных компаний и обслуживает 111 регулярных рейсов в неделю — по Украине, странам СНГ и дальнему зарубежью. В перевозках участвуют 18 авиакомпаний. Перевозки пассажиров и грузов за последние три года возросли почти в два раза, выше стал и доход от них. Значит, и поступления в городскую казну, поскольку аэропорт является коммунальным предприятием. Оно может приносить еще большую прибыль — требуется реконструкция. И этому ничего не препятствует. С пятнами акустического загрязнения удалось определиться.

Границы жизненно важной территории для развития аэропорта тоже определены. Теперь главное — чтобы не наезжали на нее с различного рода архитектурными решениями. Городу есть куда развиваться, кроме как в эту сторону. А само развитие должно предусматривать и расширение производственной инфраструктуры, и увеличение числа рабочих мест, а также культурных центров. И если в свое время в Одессе будет аэропорт «Западный» и будет современный аэровокзал с выходом на улицу Генерала Петрова, а рядом гостиница, развлекательный комплекс — думаю, микрорайону Черемушки от этого хуже не станет. Потому что не с крыши аэровокзала будут взлетать самолеты. Ведь взлетно-посадочная полоса остается на месте.

Конкретные практические шаги в этом направлении уже делаются. Специалисты из института «Украэропроект» предложили интересный проект реконструкции аэропорта. В целом он заслуживает внимания, хотя есть к нему и возражения. Проект в стадии доработки, сразу после этого вопросы развития аэропорта должны рассматриваться на заседании горисполкома. Словом, процесс пошел.

Политика

Вадим Новинский о  партии войны
Вадим Новинский о "партии войны" 706

Мир в стране можно добиться только путем переговоров, считает политик.

Еще один россиянин попросил политического убежища в Украине
Еще один россиянин попросил политического убежища в Украине 968 8

Ночью пограничники Сумского отряда с помощью прибора ночного видения задержали гражданина России, который пытался незаконно пересечь границу.

Мураев: наша основная задача - стать сильными 504 2

Внешние партнеры действуют исключительно в рамках своих интересов. Украина должна рассчитывать только на себя.

Происшествия

В Первомайске умер новорожденный, которого подбросили под больницу
В Первомайске умер новорожденный, которого подбросили под больницу 4289 2

За жизнь Богданчика боролись более 8 дней, но ребенок не выжил.

Двое украинцев продавали краденые военные комплектующие для ракетных систем России
Двое украинцев продавали краденые военные комплектующие для ракетных систем России 522 4

Из двух братьев - организаторов преступной группы был задержан только один.

В Черновицкой области пьяный водитель микроавтобуса врезался в ЗИЛ, погиб ребенок
В Черновицкой области пьяный водитель микроавтобуса врезался в ЗИЛ, погиб ребенок 343

Грузовик был припаркован у обочины, но нетрезвый водитель его не заметил.

Экономика

Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов
Львовская область увеличила импорт из России почти на 600 процентов 1683 5

Больше регион торгует только с Германией и Польшей.

МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог
МВФ предложил Украине разрешить приватизацию таможни и железных дорог 746 6

В фонде считают, что некоторые службы могли бы функционировать более эффективно, если бы не находились в государственной собственности.

Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов
Кабмин повысит акциз на сигареты на 30,8 процентов 829 5

Изменения вступят в силу с 2019 года и сразу же отразятся на стоимости табачных изделий.

Общество

Япония запустила на МКС космический грузовик
Япония запустила на МКС космический грузовик [фото] 4

В ближайшее время на станцию будет доставлено более пяти тонн груза.

В Армянске отменили режим чрезвычайной ситуации
В Армянске отменили режим чрезвычайной ситуации 109 1

На заводе "Крымский титан" якобы устранили все замечания контролирующих органов.

В ФСБ РФ заявили, что два украинских корабля вошли в исключительную экономическую зону России
В ФСБ РФ заявили, что два украинских корабля вошли в исключительную экономическую зону России 651 3

Два украинских суда, корабль управления "Донбасс" и буксир "Корец", якобы находятся недалеко от берегов Крыма.

Светская хроника и ТВ

Певец Иван Попович попал в ДТП, он в тяжелом состоянии
Певец Иван Попович попал в ДТП, он в тяжелом состоянии [фото] 2947

Авария произошла, когда артист вместе со своей командой ехал на концерт в Полтавскую область.

TAYANNA учила петь Орбакайте, а MONATIK танцевал с Могилевской
TAYANNA учила петь Орбакайте, а MONATIK танцевал с Могилевской 1587

ТОП-5 артистов, которые смогли выйти из тени своих звездных шефов.

Александра Маринина: Мое поколение столько пережило, что стало неубиваемым
Александра Маринина: Мое поколение столько пережило, что стало неубиваемым 561

У одной из самых популярных писательниц выходит новая книга "Горький квест".

Спорт

Джошуа нокаутировал Поветкина в 7 ранде
Джошуа нокаутировал Поветкина в 7 ранде [видео] 142

Для российского боксера это первое досрочное поражение в карьере.

Экс-тренер  Манчестер Юнайтед  Фергюсон показался на публике после инсульта
Экс-тренер "Манчестер Юнайтед" Фергюсон показался на публике после инсульта [фото, видео] 281

В мае он перенес серьезную операцию после того, как был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг.

Александр Хацкевич:  Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно
Александр Хацкевич: "Отставка? Мы этот вопрос закрыли давным давно" 596

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал ничью в первом матче группового этапа Лиги Европы против "Астаны"