Кинозрителям имя Лилии Толмачевой скажет не так уж много: в кинематографе она сыграла совсем немного ролей и в основном в фильмах, не задержавшихся в памяти (можно вспомнить "Шумный день", "Строится мост" и "Обыкновенная история"). Иное дело - театралы, особенно завсегдатаи московского театра "Современник". Они Толмачеву знали и любили: с "Современником" была связана вся ее жизнь.
Она пришла в него в 1956 году, то есть в год основания. Ей самой было 24. "Современник" создавался группой молодых актеров (среди которых был Олег Ефремов, первый муж Толмачевой; она вышла за него еще студенткой, и молодожены довольно быстро разбежались, сохранив, однако, теплые дружеские отношения; Толмачева и спустя годы рассказывала, как сильно была влюблена в Ефремова).
Она играла в спектаклях по пьесам Антона Чехова, Евгения Шварца, Виктора Розова, Константина Симонова, Александра Володина. "Вечно живые", "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Голый король", "Чайка" - это все классика "Современника", его легендарные спектакли, на них была основана слава популярнейшего московского театра 60-х. А в 70-е Лилия Михайловна занялась режиссурой, поставив "Фантазии Фарятьева" по пьесе Аллы Соколовой, "Генриха IV" по Пиранделло, "Все кончено" по Эдварду Олби.