Почему Березовский не стал "нормальным" бизнесменом?
Евгений АРСЮХИН
23 марта 2013 13:270
Фото: Борис Березовский скончался в Лондоне на 68-м году жизни. Фото: РИА "Новости"
Борис Березовский прославился в 90-е как удачливый бизнесмен. О методах говорить нечего — у кого они в те годы были до конца чистыми? Но факт: уехав из России, олигарх так и не смог стать бизнесменом в западном понимании. Все его попытки заработать "новые деньги" на Западе сводились к попыткам вытащить средства из партнеров, с которыми он работал еще в 90-е. Именно поэтому он и залез в долги.
ХОЛОДНЫЕ МОЗГИ
У Березовского было три жизни. В первой — успешный советский ученый, математик. Еще в 70-е возглавил лабораторию Института проблем управления АН СССР. Две диссертации, темы - "Многокритериальная оптимизация" и "Разработка теоретических основ алгоритмизации принятия предпроектных решений и их применения". Обе, грубо говоря, об одном: если задача сложная, с многими неизвестными, как ее решить? В чисто практической плоскости. Именно такой склад ума сделал из Березовского успешного бизнесмена уже в конце 80-х. Тогда такие и шли вверх, холодные расчетливые математики. Достаточно вспомнить Анатолия Чубайса, Валерия Неверова (биржа "Гермес") или Петра Авена. Но к холодной голове для успеха требуется еще и горячее сердце. Имелось и оно.
Бизнесменом Борис Абрамович попытался стать еще в 1981 году, когда "простые советские люди" и слыхом не про какой бизнес не слыхивали. Взял у знакомого товароведа в магазине "Москва" два мешка постельного сирийского белья, узнал, что дороже всего оно идет в Дагестане, и подался в Махачкалу фарцевать. Попался. Раскаялся. Отпустили. Тоже очень типично: именно бывшие фарцовщики, а не те, кто читал "Литературную газету" и скулил "земле нужен хозяин", стали новыми хозяевами в России.
ЧЕРЕДА ЛОХОТРОНОВ
Перестройка развязала руки. Так началась вторая жизнь Березовского — как бизнесмена. Его первым бизнесом стала компания Лого-ВАЗ. Почему так? Потому что как ученый, специалист по управлению, вникал в дела ВАЗа еще в 70-е. Первоначальная идея такова. На складах в Восточной Европе скопилось множество "Жигулей". Их перестали брать, потому что эти рынки открылись иномаркам. Качество сборки выше, чем для внутреннего потребления. Почему бы не вернуть и не продать здесь? Счет прозорливо завели в Швейцарии, в оффшоре. Дальше — больше. Вот уже компания берет под себя торговлю всеми "Жигулями", реклама продолжает утверждать, что это "возвращенцы", хотя это не так. Потом стала дилером "Мерседеса". Оборот - $250 млн. Пришлось схлестнуться с бандитами, которые "держали" рынок перед зданием АвтоВАЗа. За это, говорят, "Березу" и взорвали в 1994 году.
Новым проектом стал Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA). Собирали деньги с вкладчиков, обещали до 30% дивидендов в валюте, а главное — построить новый завод в Тольятти и строить "народный автомобиль". Кто так тогда не делал? Я знаю людей, которые собирали тогда же деньги на "народный космический корабль". Никакого "народного автомобиля" народ не увидел. Но именно из AVVA вырос, как говорят, GM-АвтоВАЗ, тот самый, кто теперь владеет брендом "Нива". Правда, это случилось уже в 2002 году, когда Березовский переехал в Лондон.
Еще олигарх увлекся "Аэрофлотом". При СССР Аэрофлот брал с иностранных компаний платежи за пролет над Россией и передавал средства в бюджет. Березовский поставил дело так, что деньги оставались у Аэрофлота, а потом уходили ему и подельникам.
МЕДИАМАГНАТ
Он так бы и остался "заурядным" бизнесменом, если бы не вошел в "семью" Бориса Ельцина, так началась третья жизнь — политика с большими деньгами. Тоже примета времени, чего стоила "Семибанкирщина", которая диктовала ЦБ, как действовать.
Он сначала книжку Ельцина профинансировал, а уже через год, в 1995, они с Романом Абрамовичем создают частную нефтяную компанию "Сибнефть", которой за копейки достаются советские нефтяные активы. Березовский немного опоздал к разделу советского "пирога", зато наверстал быстро. В 1996 году помог деньгами избраться Ельцину и сразу стал членом совета директоров Сибнефти. Тогда олигарх окончательно понял — действительно большие деньги делаются через политику. Чтобы там укрепиться, олигарх взял под контроль "первую кнопку" ТВ, канал ТВ-6 и газету "Коммерсант".
Вершиной политической карьеры стала история с чеченскими заложниками. Якобы Березовский платил лично боевикам, чтобы те освобождали заложников "под камеру". Нобелевскую премию мира хотел получить. Уже в те годы Березовский так увлекся погоней за славой, что зарабатывал уже не так интенсивно, как тратил.
ВСЕ ПРАХОМ
Но политиком он оказался неудачливым. Говорят, с его подачи победил блок "Единство" (будущая "Единая Россия"), но победители постарались забыть о спонсоре, да так, что пришлось уехать в Лондон. Сразу припомнили и "Аэрофлот", и незаконно проданные "Жигули", и делишки с бандитами.
Бизнесмен закончился навсегда. В 2001 году он продает все свои акции Абрамовичу, получает $1,3 млрд. После кризиса 2008 года затевает с Абрамовичем процесс, дескать, продешевил, проигрывает, суд обязывает его заплатить "бедняге" Абрамовичу $56 млн. Ранее Березовский пытается "отжать" свою долю наследства у вдовы Бадри Патаркацишвили. С этим человеком он делал дела еще с советского времени. И тут неудача: ничего не получил.
Итак, не стал Березовский за рубежом ни биржевым игроком, ни крупным инвестором. Весь его бизнес с 2000 по 2012 — попытки выжать из своих старых партнеров еще несколько капель. Почему так?
Во-первых, бизнес 90-х и западный бизнес — вещи разные, перестроиться трудно. Во-вторых, политика — штука заразная, ты или деньги зарабатывай, или революции спонсируй. По данным журнала Forbes, Березовский тратил "на политику" до $100 млн. в год. Ну и себя не забывал, шикарная жизнь (яхты, дворцы) — тоже родимое пятно выходцев из 90-х.
Революции не удавались, деньги кончались (2008 - $1,3 млрд., 2009 - $1 млрд., 2010 — около $800 млн.), тут еще развод, который стоил ему $500 млн. И аресты счетов и имущества. Иностранные следователи по подсказке российских выбивали средства, украденные у Аэрофлота.
Распродавать имущество олигарх принялся еще в 2009 году. Когда проиграл Абрамовичу, попал в минус. За несколько дней до смерти докатился до того, что продал картину "Красный Ленин" знаменитого Энди Уорхола за $200 тыс. Все уходило в оплату долгов. Даже на билеты пришлось занимать.
В конце жизни Березовский, вероятно, понял, что схема "хапнул в России, потратил на Западе" работает, пока есть деньги. Лучше другая - "хапнул и хапаю в России, ради бизнеса сохраняю лояльность, а живу на Западе". И попросил прощения у России, которая его когда-то сделала богачом.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies