В тот вечер играли "1001 страсть, или Мелочи жизни" по мотивам произведений Антона Чехова. Дело в том, что 29 января - день рождения великого писателя. Теперь же он стал и днем смерти народного артиста Украины Александра Бондаренко...
Наблюдать за игрой Бондаренко в тот вечер, как, впрочем, и всегда, было истинным удовольствием. В "Мелочах жизни" он был в роли чиновника, которому любовница подбросила на порог младенца. Зрители то разражались истерическим смешком, то грустили, не отводя от актера глаз.
Когда до конца полуторачасовой постановки (играли без антракта) оставалось 5 минут, герой Александра Бондаренко произносил эмоциональный монолог. Было видно, как он побледнел на завершающей реплике. До сих пор вспоминаю те моменты. Пик эмоционального напряжения. Зал застывает в тишине. Из рук актера падает сверток, имитирующий младенца. Отчетливо слышен удар о пол сцены, облачко пыли в свете рамп и сдавленный шепот: "Я пропал…" Артист падает...
|
Сначала никто не понял, что произошло. Кто-то даже привстал со стула: "Ого, как играет!" - восторженно прошептал в партере молодой человек. В первые секунды зрители были уверены, что все происходит по сценарию. Даже те, кто пришел на постановку не впервые, решили, что режиссер придумал какой-то новый финал. К тому же последние слова актера были из монолога.
- Саша! Сашенька! - из-за кулис к актеру выбежали коллеги. - Вызовите скорую кто-нибудь! Нитроглицерин у кого-то есть?!
Тогда-то массовый ступор обратился испугом, десятки рук лихорадочно потянулись в сумочки и карманы - за телефонами и таблетками. Примерно в 21.10 удалось дозвониться в "101" и вызвать скорую.
- Просьба всем немедленно покинуть помещение! - строго сказал работник театра зрителям, которые продолжали наблюдать за тем, что происходит на сцене.
Прошло 5 минут - скорой нет. Александр умирал на руках своей супруги Надежды Кондратовской, которая также была задействована в этом спектакле. Склонившись над мужем, актриса рыдала…
Прошло 10 минут - скорой нет. Кто-то начал делать Бондаренко массаж сердца, искусственное дыхание, однако все тщетно. Перепуганные актеры метались по фойе. Гардеробщица разливала по стаканам валерьянку.
- Это ведь не первый раз, когда ему стало плохо, - тихо пробормотала стоявшая рядом работница театра. - Летом на большой сцене у него пошла кровь из носа, но тогда все обошлось - врачи вовремя подоспели…
|
15 минут прошло - скорой нет. В зале гулким шепотом зазвенели слова: "Умер… Умер… Умер".
Медики приехали через 21 минуту и сообщили актерам, что даже если бы они приехали сразу, Бондаренко уже помочь не смогли. Зрители, все еще стоявшие в коридоре, услышав подтверждение о смерти актера, отказывались в это верить и отрицательно качали головами. Женщины всхлипывали, мужчины молча кусали губы…
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Народный артист Украины Александр Бондаренко родился 11 сентября 1960 года. Первую роль в кино сыграл в 14 лет в фильме "Следую своим курсом" (1974). В 1983 году Александр Бондаренко окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого и сразу же был принят в Театр русской драмы им. Л. Украинки, где и играл до последней минуты своей жизни.
Театр в его жизни был главным. Хотя и от ролей в кино актер на отказывался.
За роль в фильме "Москаль-Чарiвник" Александр Бондаренко был удостоен Государственной премим им. А.Довженко. Еще одна знаменитая работа актера - роль гетмана Сомко в фильме "Чорна Рада" (2002), снятом Николаем Засеевым-Руденко по роману Пантелеймона Кулиша.
Среди узнаваемых его работ - роль директора рынка в мюзикле "За двумя зайцами" (2003), где Александр Бондаренко играл на одной площадке с Андреем Данилко, Аллой Пугачевой, Максимом Галкиным и т.д.
Всего же актер снялся в 21 фильме. Александр Бондаренко был женат на заслуженной артистке Украины Надежде Кондратовской, с которой воспитывал 15-летнего сына.
ВОПРОС РЕБРОМ
Почему опоздала скорая?
Врачей скорой помощи в очередной раз обвинили в том, что они поздно приехали. Действительно, Киевская городская станция скорой помощи находится на той же улице Богдана Хмельницкого, что и театр. Расстояние между ними - 1 километр. Если идти пешком, то по времени не больше 15 минут. А на машине в тянучке (мы вчера проверили) - 7 минут. Но скорая умудрилась ехать втрое дольше.
Официально медики вчера не комментировали ситуацию. А вот водители машин скорой помощи оправдывали коллег, утверждая, что подобное нарушение (по правилам, скорая в экстренном случае должна прибывать в течение 10 минут) вполне возможно:
- На обочине улицы Богдана Хмельницкого припаркованы десятки автомобилей. Из-за этого там постоянно тянучки и пробки, даже поздно вечером, когда час пик прошел. А бежать с реанимационным оборудованием в руках придется тоже не менее 20 минут.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Ольга СУМСКАЯ: "Саша умер, как настоящий актер!"
"Комсомолка" дозвонилась коллеге и близкой подруге Александра.
- Я до сих пор шокирована этой новостью, - говорит Ольга. - С Сашей мы начинали вместе играть в театре, дружили семьями. Это был добрейшей души человек! Замечательный отец и любящий муж. Это очень большая утрата для театра. Саше никогда не ставили серьезный диагноз, но близкие знали, что он страдал гипертонией.
Он очень часто ходил в церковь. Последний раз был там накануне смерти - молился и пел в церковном хоре. А еще он всегда был в замечательном настроении, никогда не унывал, жил с верой в лучшее. И умер на сцене, как настоящий актер! Простите… (голос задрожал, актриса заплакала). Я больше не могу говорить…
КСТАТИ
Подобное случилось в театре 50 лет назад
Как нам вчера рассказали в театре, пока ехала скорая, актера пыталась реанимировать медсестра (медпункт находится в здании театра). Однако, по ее словам, его уже невозможно было спасти.
- Как нам рассказали медики, у Александра оторвался тромб. Он погиб почти сразу, - говорит руководитель литературной части театра Борис Курицын. - У стариков такую смерть называют "легкой". Но Саша не был стариком! Ему было всего 52 года, он должен был жить и жить…
- Да, у Саши было высокое давление, беспокоили боли в сердце, - говорит друг и коллега умершего Олег Савкин. - Он в молодости занимался тяжелой атлетикой, видимо, это и сказалось. Но он никогда не жаловался на здоровье…
- При всем своем радушии и мягкости характера Саша был достаточно закрытым человеком, - продолжает Борис Курицын. - Он практически никогда не выносил на публику свои проблемы и радости. У человека не было жажды пиара. При этом он пользовался огромной популярностью. Выражение "большой ребенок" - это как раз про Сашу. Он всегда был естественный и открытый.
Кстати, подобный случай, когда актер умер на сцене, в нашем театре уже был, но очень давно - в начале 1960-х.