Мы общались с Ильей Львовичем на съемках сериала "Молодожены". Тогда материал не вышел в печать. Сегодня мы печатаем то интервью в память об артисте.
Плачу внуку за пятерки
- Ваш персонаж в "Молодоженах" активно вмешивается в жизнь своей дочери, а как вы выстраиваете отношения с сыном Денисом Клявером?
- У меня совершенно другая установка - не вмешиваться ни во что и никогда. Потому что я знаю, что ни к чему хорошему это не приведет. А главное, он все равно сделает так, как он захочет. И я, и жена Ирина занимаем отстраненную позицию. Так что никакого давления. Даже несмотря на то, что в семейной жизни сына уже трижды были перемены. У него третий брак. Мы стараемся поддерживать отношения со всеми своими невестками, поздравляем друг друга с праздниками. Внук Тимоша напротив меня живет. И приходит ко мне всякий раз, как получит хорошую оценку, за деньгами.
- Насколько ваш персонаж в сериале "Молодожены" похож на вас?
- Он такой же, как я, - не может сделать по дому абсолютно ничего!
- Что взяли для образа от своего отца?
- Сумасбродство, а еще наивность, доверчивость. Отец все время хотел улучшить положение нашей семьи, но в итоге все получалось наоборот. Он был типичным еврейским папой, который хотел, чтобы его сын обязательно на чем-то играл. Меня учили играть на скрипке, аккордеоне. Мучили этим. Пока через два года папа не сказал: "Ладно, не хочешь, не играй".
Но прошло время, и я вдруг сам почувствовал потребность и сел за фортепьяно. При этом не знаю нот. Все воспринимаю на слух - он у меня хороший.
- Помимо актерской карьеры, вы пишете песни для сына, Эдиты Пьехи, Надежды Бабкиной, Игоря Скляра. Были лауреатом "Песни года". У вас есть два сольных альбома... И даже целый мюзикл - "Пророк"...
- После "Пророка", точнее, после того как его пришлось снять, я забросил написание музыки. Поверьте мне, я писал хорошую музыку, и спектакль шел с аншлагами, просто проект оказался очень дорогостоящим. Я хотел, чтобы это была масштабная постановка. Польский композитор Януш Стоклоса, автор музыки к "Метро", написал оркестровки к моему "Пророку". Сам дирижировал. Музыканты думали, что писал он. И я был польщен, когда узнал, что после исполнения они аплодировали Янушу со словами: "Маэстро, это лучшее, что вы написали". На что Стоклоса ответил: "Это написал мой друг, актер из России". Это было потрясающее, очень оригинальное зрелище с элементами цирка, трехмерного видео, балета.
- А из-за чего же сняли?
- Аншлаги не покрывали расходов. И мы влетели на кругленькую сумму. Пришлось закрыть мюзикл. Это стало для меня большой травмой. Я перестал садиться за синтезатор. Хотя у меня написана музыка к двум фильмам и трем спектаклям, всякие песенки.
Ведущий из меня не получился
- Тяжело... А остальное в жизни давалось легко?
- Ну почему же? Например, однажды Аркадий Арканов предложил мне стать ведущим в оркестре Юрия Саульского. Но ведущий из меня не получился. Когда я вышел первый раз на сцену, то от волнения уронил все 8 микрофонов для вокальной группы. Потом постоял 30 секунд и, ничего не объявив, ушел. Пришлось покинуть оркестр.
- Сколько раз вам казалось, что какое-то дело - не ваше?
- Пока не встретился с Юрой Стояновым, все было не так. Когда я начинал после циркового училища на эстраде, мне нужен был партнер, чтобы мы были на равных. Не просто игра в белого и рыжего клоунов, когда один подает реплики, а второй шутит. А чтобы на равных. Я долгое время был в поиске и не у дел. Наконец встретил Стоянова. И в смысле партнерства у нас с Юрой в "Городке" - идеальная пара. Хотя когда мы встретились со Стояновым, ни он в полной мере, ни я не были востребованы. А ведь его после вуза были готовы взять все театры! Он выбрал БДТ, и 18 лет почти ничего там не играл. Товстоногов дал ему роль героя, поскольку Стоянов был красавчиком. А это не Юрино. Он острохарактерный актер. Роль завалил. И режиссер поставил на нем крест. Когда мы начали снимать "Городок", Стоянов был очень зажат. Но постепенно раскрылся. Теперь наша актерская палитра довольно высока. Мы каждый месяц снимаем передачу. И там повторов быть не может.
- А другие комедийные программы смотрите?
- Честно говоря, я устал от этого жанра. Занимаюсь им вот уже 40 лет. Смотреть, как другие смешат, мне неинтересно. Все просчитываю заранее и не смеюсь.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Что будет с "Городком"
Этот вопрос завис в воздухе сразу после смерти Ильи Олейникова.
- Я долго не мог об этом даже думать... - признался нам его партнер Юрий Стоянов. - Но... Дело даже не во мне. В нашей группе, которая делала этот уникальный продукт уже 20 лет.
И сам Стоянов, и руководство канала "Россия", где долгие годы выходила программа, укрепились в одной и той же мысли: проект должен жить. В том числе и в память об Олейникове. Но это будет другой "Городок". И даже не "Городок" вовсе - название будет другое.
Подробности новой программы - тайна. Но, кажется, теперь это будет шоу, где Стоянову будут помогать сразу несколько артистов.
- Я пошлю "месседж" моему партнеру: "Видишь, Илюша, как много нужно людей, чтобы заменить тебя одного!" - намекнул нам Юрий Николаевич. - Программа сохранит все лучшее, что было в "Городке". Но с очень серьезными поправками. Чтобы не заставлять зрителя сравнивать.
Если все сложится, снимать начнут в начале 2013-го. А 21 декабря команда старого "Городка" соберется на сороковины.
Сергей Ефимов.