Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

9 дней без Богдана Ступки

9 дней без Богдана Ступки
Фото: Богдан Ступка (1974). Фото из книги Владимира Мельниченко «Майстер».

Не все знают, что в последние десятилетия своей жизни Ступка пробовал себя в амплуа преподавателя. О том, каким учителем был Богдан Сильвестрович и какие главные жизненные истины он преподал будущим актерам, нам рассказали его ученики.

РОС ЗА КУЛИСАМИ

Львов эту непоправимую утрату переживает особенно тяжело, ведь Богдана Сильвестровича в каждой галицкой семье считали своим. Он обращался к своим поклонникам в родной галицкой тональности, и здесь, во Львове, где он прожил и прослужил искусству 37 лет, о нем и его таланте вспоминают с любовью. 

Ступка был театральным ребенком и рос за кулисами с семи лет: отец пел в хоре Львовской оперы, тетя была концертмейстером, а старший мамин брат - солистом. Богдан рос в артистической среде, ходил на все оперы, в детстве его по головке гладили Козловский и Лемешев. 

Богдан Ступка окончил во Львове школу № 28, где учились дети львовской интеллигенции. Не поступив в политехнический, молодой Богдан устроился на работу в мастерские института, потом перешел в университетскую обсерваторию, служил в Прикарпатском ансамбле песни и пляски. Учился в актерской студии при драмтеатре им. Заньковецкой, занимался конферансом в ансамбле "Медикус" и играл на сцене знаменитого львовского театра. 

СТАЛ НАРОДНЫМ БЕЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Заслуженный артист Украины Роман Лемеха тяжело переживал утрату своего закадычного друга, но когда начал вспоминать молодые годы, проведенные со Ступкой, даже развеселился. 

- С Богданом мы ходили в один садик, сидели за одной партой в школе и играли на сцене школьного театра. Вместе поступали в Киевский театральный институт. Смешно, но я поступил, а Богдан нет… 

Отличником Ступка не был - ребята учились "так себе": 

- В школе учителя нас просто тащили за уши. Помню, в 10-м классе мы со Ступкой никак не могли сдать математику и списали у одноклассницы, которая была асом в этой науке, Кристины Паляницы (она теперь целый профессор!). И так хорошо, что получили по пятерке, а Кристина четверку, - смеется Роман Лемеха. - Зато на сцене нам не было равных. Поэтому и поклонниц у нас было очень много. Тем более что мы были стилягами и хохмачами. 

С поклонницами друзья вели себя очень правильно. 

- Мы были так воспитаны! С девушками обращались "чемно" и никогда не рассказывали историй о своих похождениях. А однажды судьба зло подшутила над нами, - рассказывает Роман Лемеха. - Мы влюбились в одну девушку Любу и, не зная, как разрешить ситуацию, даже два дня не разговаривали. Но девушка оказалась умнее нас. Она, как говорят, "відійшла від Романа і Богдана і вийшла за Івана". 

О друге Лемеха с восхищением говорит: 

- Ступка был своеобразным феноменом. Не имея диплома о высшем образовании, он получил все высшие звания, которых не было и у людей с несколькими дипломами. Он был заслуженным артистом УССР и народным СССР, не закончив в то время ни одного вуза. Это был нонсенс в то время, что-то невероятное! Кто это мог себе позволить? Разве что Ступка! 

Сцена из спектакля Розова "В добрый путь", поставленного в театре львовской школы №28 в 1958 году. В главных ролях 17-летние Богдан Ступка (крайний справа) и Роман Лемеха (крайний слева). Фото из архива Романа Лемехи. 

"СУДЬБОНОСНАЯ" РОЛЬ РОБОТА

Музыкант львовского джазового ансамбля "Медикус", в котором Богдан Ступка в юношеские годы был конферансье, Игорь Кит работает в коллективе с первого дня и доныне. 

- Наш ансамбль всегда был тесно связан с Театром  Заньковецкой, - рассказывает Игорь Кит. - Мы часто выступали в Доме актера, и естественно, нам нужен был конферанс. Это было в начале 60-х. Ступка пришел к нам и заявил, что будет как Марсель Марсо, и вел концерт в лицах. Он был просто гениальным мимом. И публика была от него в восторге, его конферанс всегда воспринимали на бис. Мы играли запрещенный в то время джаз и одевались соответственно. А Богдан носил ботинки на толстой подошве, брюки-дудочки и пользовался просто бешеной популярностью у дам. Кстати, самые узкие брюки были у нашего руководителя ансамбля Игоря Хомы и у Богдана Ступки. 

"Страшна слава" появилась у Ступки после гастролей Театра им. Заньковецкой в Кремлевском дворце съездов со спектаклем "Фауст и смерть". Ступке досталась в нем бессловесная роль Робота, которого в спектакле уничтожал лучом из альфа-аппарата первый космонавт. И вот во время спектакля случился непредвиденный случай: стекло из этого альфа-аппарата попало в Ступку разбило в кровь нос. Он упал и на короткое время потерял сознание, а когда пришел в себя - доиграл сцену. Но публика подумала, что все так задумано. 

- Он так понравился публике своей пластичностью и убедительностью, что его начали выдвигать на первый план. О нем писали все московские газеты. Богдан стал известен, ему начали давать роли в театре, а мы остались без конферанса, - вспоминает Игорь Кит. 

В ТЕМУ 

Народный артист Украины Борис МИРУС: "Я только теперь понял, что на последнем юбилее он с нами прощался…" 

Ступку приглашали в эпизоды еще студентом театральной студии. Он все роли исполняет легко, играючи... А на самом деле сжигал себя, пропуская каждую через душу и сердце. 

- Это большая мука так играть, ведь искусство, как и любовь, не прощает измены, а он никогда не изменял своей профессии. И это стоило ему здоровья, - вспоминает народный артист Украины Борис Мирус. 

В прошлом году, с грустью вспоминает Борис Михайлович, когда Ступка пригласил его на 70-летний юбилей, он впервые увидел его больным человеком с палочкой. 

- Богдан вышел на сцену, принимал поздравления, улыбался. Праздничный вечер назывался "Концерт № 70" и начался под джазовую мелодию: Let my people go. Богдан сидел за ударной установкой и после каждого поздравления лупил палочками по тарелкам со словами "Будем джазить!" Так он старался не выдавать свою болезнь. Ему было бы тяжело принимать поздравления и вставать все время со стула, и он нашел выход – сел за ударные. Он плохо выглядел, но улыбался, шутил, рассказывал анекдоты. 

В конце банкета в ресторане Ступка подошел к каждому столику, где сидело по 7-8 человек, поговорил по душам. 

- И только сейчас я понял, он тогда попрощался с нами. Когда я начал собираться, чтоб уйти в гостиницу, он меня все время просил: "Та не йди. Побудь ще! Побудь ще..." Я четыре раза подходил к нему, а он все просил остаться. И наконец произнес: "Побудь зі мною сьогодні до кінця". Я остался. Ушел с ним и его родными аж под утро. У меня до сегодня осталось очень грустное впечатление от того дня. 

КСТАТИ 

В обсерватории сохранился телескоп, за которым Маэстро фотографировал звезды 

Ступка в львовской обсерватории. Июнь 2011-го.

Анна МИЩИШИН

После школы Богдан Ступка решил поступать на химфак Львовского политехнического университета. Но не поступил. 

- Ступка занимался в секции тенниса, и там у него был напарник старшего возраста, которого Богдан постоянно обыгрывал, - рассказывает директор Астрологической обсерватории Львовского университета им. Франко Богдан Новосядлый. - А потом этот напарник оказался его экзаменатором на вступлении в политехнический университет. 

После этого Ступка пошел работать в Астрологическую обсерваторию Львовского университета.

- Проработал недолго - 11 месяцев. Фотографировал участки звездного неба, - рассказывает Богдан Новосядлый. 36 фотографий, сделанных Ступкой, до сих пор хранятся в обсерватории. - Богдану не нравилась эта работа, ведь звезды нужно снимать вечером, а вечером - танцы, девушки, и все это приходилось бросать и идти на работу. На одну фотографию нужно было потратить 40 минут. Ступка рассказывал, что во время работы  думал: "Как там без меня мои подруги?" Однажды он даже сказал, что он возненавидел небо после этого! 

Новости по теме: Утраты