Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Отец Сергий (Киселёв): «Эсмеральда» - это страшная песня!»

Отец Сергий (Киселёв): «Эсмеральда» - это страшная песня!»

Уже 21 год отец Сергий Киселёв служит в селе  Сулимовка (Киевская область). По благословению Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира ездит с концертами не только по Украине, но России, Германии. Его произведения – это синтез бардовской песни и проповеди. Уже вышли альбомы "В океане жизни", "Красота Истины и убожество души", "Путь к небесной стороне", "Без боли не прожить нам...", "Вот какая мне жизнь дана...", "Анатомия сердца", "Небесной любви родники". 

Смирнов: Кем Вы себя больше ощущаете священником или бардом?

-Конечно, священником. Самое главное в моей жизни – служение. Просто бардовская тема выросла как тема проповеди. Я не могу сказать, что я к этому стремился специально. Такого не было, чтобы я задумал: я буду писать песни, проповедовать под гитару. Оно само собой так все получилось. Я писал песни о приходе к вере, потому что я переживал период постижения  истины веры. Я все эти песни записывал, потом пел друзьям. А когда стал священником, то продолжал писать эти песни. Сначала для своих друзей. А потом меня стали приглашать в больницы. «Батюшка, можете выступить для больных, для утешения?». Я приходил, рассказывал, играл, пел.

ФОТО БУНОВСКИЙ Константин
 

Юля: А какую музыку Вы слушаете?

-Честно говоря, эстрадную не люблю. Старые песни люблю. Бардовскую люблю. Люблю  Высоцкого, Окуджаву, Визбора. Митяева люблю, хоть он не особо духовный человек, некоторые песни Сергея Трофимова. Там, где есть смысловая песня.

 Татьяна: отец Сергий, а Вы помните свой первый концерт? Самые необычные места, где Вам приходилось выступать? В каком городе Вам хотелось бы ещё спеть?

-Сейчас даже и не вспомню, где был самый первый концерт. В каком-то клубе, преподавательница училища попросила меня выступить перед студентами. Где бы я хотел спеть? Где будет Богу угодно. Мы никогда своих концертов нигде не планируем.  Нас просто приглашают. Был в Германии - в Мюнхене, Берлине. Ну, там своеобразная публика. Приходили эмигранты, и немцы. Особая публика – им надо, чтобы было еще и вкусно. Не только чтобы была смысловая песня. Они любят пить кофе, еще что-то и слушать музыку. А мы привыкли по-другому. Я когда слушаю кого-то, я должен слушать, и все.  Ну, у них так принято, это нормально.

 Анастасия: Отче, почему Вы решили стать священнослужителем? Был ли у Вас опыт "православного детства" или же Вы пришли к вере в более зрелом возрасте?

-Да, в зрелом. Абсолютно не было опыта никакого. Крестился в 25 лет. Но пришел я к вере сознательно и очень серьезно. Когда работал на «Скорой помощи» (на психбригаде я работал тогда), то встретился одним интересным  человеком.  Владимир Жернов - он работал санитаром. И он был моим собеседником. По ночам, сутки мы работали. А он был православным христианином. А это был 1983 год. О Боге, конечно, речи не было вообще. Мы с ним долго общались и постепенно, логически он меня подводил к тому, что существует Бог, Творец Вселенной. Я когда это услышал, был просто потрясен. И сказал: «Ты что, веришь в Бога?». Он говорит: «Да». «И в церковь, что ли ходишь?». Он говорит: «Да». Я тогда от него отвернулся и перестал с ним общаться. А когда прошло некоторое время, я задумался: «А как же он может в церковь ходить? Такой умный человек, а в церковь ходит». И я попросил Евангелие у него. Он мне принес. Я начал сам читать. И постепенно я понял, что Бог есть. Я подошел к этому вопросу с искренней позиции: что если есть Бог, я должен буду это признать, если нет, я об этом тоже узнаю и буду об этом всем говорить. Так вот я выяснил, что Бог есть. Я стал верующим, крестился. А священником я уже стал потом, по благословению своего духовного отца, протоиерея Михаила Макеева. Целый год я отказывался от этого, потому что считаю себя недостойным этого высочайшего служения. Но Господь выбирает, и то, что мы можем понести, Господь нам дает нести. А песня – это вид проповеди. То, что у меня живет в душе. Я думаю так у любого священника: то, что он постигает и своей жизнью, опытом веры своей, и молитвы своей. Просто не каждый это в стихах излагает. А я научился и привык это излагать в стихах.  

ФОТО БУНОВСКИЙ Константин
 

Анастасия: Отец Сергий, почему Вы выбрали именно музыку, а не другой вид искусства? Какой основной месседж Ваших песен? Отче, Вы даете концерты только в, скажем так, мирских условиях, или же проповедуете при помощи песни и в местах лишения свободы?

-Конечно, и в местах лишения свободы тоже. А музыку выбрал потому, что я с детства играю на гитаре. Благодаря Высоцкому. Папа когда-то приносил записи Высоцкого на магнитофонных бобинах. Я их слушал. Мне понравилась откровенная, мужественная манера излагать свои мысли, и мне понравилось это. Я начал сам учиться играть на гитаре, родители мне учителя наняли. Я играл классику, а потом начал петь Высоцкого. И меня всегда привлекала смысловая песня. Для меня музыка была второстепенна. Мы с одноклассниками все время спорили. Они говорили: «Что ты Высоцкого этого слушаешь, Визбора или Дольского? Ты послушай битлов». А мне это было совершенно неинтересно, потому что мне нужен был смысл. Кстати, в начале священнослужения, у меня была такая мысль – хотел быть иконописцем. У меня были к этому задатки. Я учился даже какое-то время и писал кое-что. А потом я понял: для того, чтобы мне научиться хорошо писать и приносить какую-то пользу, пройдет очень много времени. А песни петь я уже умею сейчас.

Лена: Какой основной смысл Ваших песен?

-В своих песнях я стараюсь людей не поучать, а делиться с ними тем, что я сам в жизни понял. Вот когда какая-то радость в человеке есть, он познал что-то интересное - он хочет поделиться с другими людьми, чтобы они разделили с ним его радость. И когда я узнал Бога (и мой первый альбом так и называется «Красота Истины и убожество души»), я этой радостью своей – обретения Мессии, Господа, я стал делиться этим с другими людьми. Мои песни нельзя назвать церковными. Духовными – да. Но я в них пытаюсь брать любые явления современной жизни, которые мы все встречаем, но освещать их с духовной точки зрения, с точки зрения православной церкви. Объяснить людям, что есть в этом мире иная цель, не только земная жизнь, а показать путь к Небу, к Свету, к Богу. Это самая главная мысль.

Белка: Есть ли у Вашей музыки благородная цель? Как Вы считаете, может, именно ваши песни смогут привести людей к Богу? Были ли такие случаи? Ставите ли Вы перед собой такую задачу? Спасибо!

-Приводит к Богу – Бог. Человек, конечно же, трудится, проповедует. Священники призваны к Богу приводить. Но мы не приводим к Богу, Господь приводит. А мы способствуем этому. Как сказал Святой праведный Иоанн Кронштадский: «Сей семя, а Бог возрастит». Поэтому, были случаи, и не раз, когда люди крестились, изменяли свою жизнь, были случаи, когда от самоубийства люди спасались. Человек один шел, зашел храм. А потом рассказывал, что он уже шел покончить с собой и проходил возле храма, думает, дай зайду, последний раз помолюсь. И увидел кассету. Взял ее, послушал. А потом нам сказал: «Эти песни меня вытащили из ада». Т.е., наше дело - сеять семя, а когда Бог коснется сердца, тогда Господь спасает человека.

Юля: Отец Сергий, скажите, а как относится церковь к Вашему увлечению музыкой. Не осуждается ли это Вашими коллегами как чересчур "свободное", "несдержанное" поведение?

-Были такие случаи, да. Но я уже пою 12 лет, выступаю. Это не концерты, конечно же. Я их называю духовные встречи. Концерт – это светское понятие. А это духовная встреча, на которой происходит общение от сердца – к сердцу, от души – к душе. Многие понимают это. Но есть такие священники, и даже епископы, которых я встречал, которым это вообще не нравится. Я их не осуждаю, у них такое понимание. Я и сам пытался много раз это все прекратить. Но мне сам Бог не дал этого сделать. Я видел много людей, у которых светлеют глаза, у которых изменяется жизнь после этих песен, которые обретают смысл в жизни. И просто взять и все это прекратить…Почему? Если бы я проповедовал в храме у себя… А так эти песни слушают десятки тысяч людей. Другое дело, что я очень строго отношусь к словам. Стараюсь, чтобы все, что я пишу, не противоречило ни Уставу Церкви, ни канонам. У меня есть духовный отец, который все контролирует. Кстати, благодаря творчеству бардов последних десятилетий, именно Высоцкому, Окуджаве, Визбору, Дольскому, такая душевная песня проложила тропинки  к сердцам многих людей. В эпоху советской власти, в эпоху застоя, когда нельзя было прямо об этом сказать, люди пели песни и свою душу изливали в этих песнях. А теперь мы живем в другое время, когда духовное возрождение нам дано от Господа. И поэтому, я думаю, что  если человек говорит в духе христианской Церкви, и даже на музыкальном аккорде, на поэтическом слове, если человек способен это воспринять, он это воспринимает. А против – единицы.

Юля: Все-таки Вас благословил митрополит Владимир…

-Да, конечно. Я пел несколько раз в его присутствии. Приглашал его на свой юбилей, правда, он не  смог приехать, послал другого епископа.

Дмитрий: отец Сергий, а Вы помните, как записали свой первый альбом? где можно купить диски с Вашими песнями?

-Первый альбом мы записали (я потом посмотрел по календарю) – это был День Иконы Божьей Матери Нечаянная Радость. Дьякон, из Китаевской пустыни, отец Александр (сейчас он уже священник) попросил меня записать мои песни на кассету. Тогда еще дисков не было. Я не хотел сначала, качество было бы плохое. Но нашлись знакомые не студии. И мы записали на студии первый диск "Красота Истины и убожество души". Когда мы закончили запись, люди, которые работали на студии, спросили меня, каким тиражом я планирую его выпустить. Я так прикинул, и говорю: «Ну, штук 20, наверно». Они говорят: «Вы что, издеваетесь, что ли? Мы меньше тысячи не пишем». Я им говорю: «Вы что? Какую тысячу? Куда же я их дену?». Мы тогда договорились на сто штук. Вот так и вышел первый альбом. Я эти кассеты раздарил. А потом люди начали спрашивать: «Батюшка, а когда выйдет Ваш второй альбом?». Я говорю: «Какой второй?». «Ну, как? Первый вышел, мы ждем второй!». Я написал второй альбом.

ФОТО БУНОВСКИЙ Константин
 

Аня: Это правда, что Ваши альбомы можно скачать через Интернет? Говорят, в сети есть сайты специальные – бесплатные закачки музыки.

-Наверно, есть…Где можно мои диски купить, я не знаю. Они есть везде. И в Москве… Недавно я узнал, что они и в Австралии есть, в Сиднее. Одна женщина хотела подарить своим друзьям, и купила у нас на концерте диск. А потом подарила своим друзьям, которые приехали из Сиднея. А они говорят – у нас в храме продают такие диски. В Америке есть, где-то еще. В Киево-Печерской Лавре есть, но там не все.

Юрий: Отец Сергий, как Вы относитесь к творчеству другого православного поэта и исполнителя иеромонаха Романа?

-Очень хорошо отношусь!  Это же он меня благословил на это. Как я вообще начал петь духовные песни? Когда я только стал православным, первые годы я вообще за гитару не брался. И даже продал свою гитару. Я посчитал, что петь песни мне нельзя.  А тогда я еще не был священником, я просто ходил в храм. Я не знал, что есть духовные песни. И для себя поставил такую преграду: все, хватит петь, я больше не буду петь. И однажды я пришел к кому-то на день рождения. Там была гитара, кто-то попросил спеть. А наутро думаю: надо идти каяться. Пошел в монастырь, и там отец Федор, которому я рассказал, что согрешил, взял гитару… А он говорит: «Ты пой духовные песни. Такие, как отец Роман». И дает мне 2 кассеты отца Романа. Я пришел домой, поставил, и проплакал все 2 часа, пока слушал его песни. А потом в Киево-Печерской Лавре я пришел к отцу Роману на исповедь. Он мне сказал: «Пиши! Пиши на темы о душе, о покаянии!». И я начал писать. А потом еще и мой духовный отец, протоиерей Михаил Макеев тоже благословил.

Лариса: отец Сергий, не было ли у Вас желания, идеи  спеть с кем-нибудь в дуэте из звёзд, например, с тем же Юрием Шевчуком из ДДТ, или Константином Кинчевым из "Алисы" (они себя позиционируют как православные рокеры)?

-Не было такого желания. Было желание встретиться с ними, пообщаться, как с православными братьями. А спеть – вряд ли, наверно, это надо…Зачем? Они прекрасны по-своему. Я слышал новые песни Кинчева. Старые, конечно же, не очень, а новые мне понравились. Я был поражен, что он настолько изменился! Я вам расскажу один случай, и объясню, в чем тут дело…Когда человек рождается духовно, он перерождается, он становится другим. Я помню, когда была Чернобыльская трагедия, я уже отслужил срочную службу в армии, и меня призвали в Чернобыль на переподготовку. Я там был 2 месяца. Нас поселили в палатке человек на 40. Обрили наголо, дали форму. Один человек подходит ко мне и говорит: «Ты Киселев Сергей, в училище учился?». Я говорю: «Да». «Так это ты или не ты? А что с тобой случилось, я не могу тебя узнать?». Я говорю: «Я в Бога стал верить». «А, вот теперь понятно. А то я со стороны смотрю, и не могу тебя узнать». Т.е., человек со стороны, он не знал ничего, и увидел это. А был такой случай. Был прямой эфир на «Православном радио Санкт-Петербурга». Позвонил человек, представился Сергием, и говорит: «Отец Сергий, я бы слушал ваши песни, если бы их написал Сергий Киселёв, но поскольку их написал отец Сергий Киселев, я их не буду слушать. Вы священник, и Вы должны служить у Престола Божьего, а не петь песни». На что я ему ответил: «Сергий Киселев никогда бы таких песен не написал. Я был раньше Сергий Киселев и писал совсем другие песни. А эти песни написал отец Сергий Киселев». Поэтому, когда человек преображается, он несет в своих песнях, в музыке совершенно другое. Я вижу, что в Кинчеве это изменение произошло.

Таня: А часто ли Вам приходилось сталкиваться с непониманием прихожан?

-Нет, очень редко. Я могу вспомнить всего 2-3 случая, когда люди не понимали.

Денис: Песни отца Романа пела Жанна Бичевская. А не хотели бы Вы, чтобы ваши песни исполнил кто-нибудь из популярных певцов, чтобы донести это большему количеству людей?

-Я думаю, что если это будет полезно, то, пожалуйста. Я - не против. Весь смысл того, что я пишу – донести весть о Боге до людей. Если кто-то это захочет спеть и споет – я буду только благодарен. Был такой случай. Я написал песню одну интересную на мелодию этой страшной песни «Эсмеральда», там, где звучит «я душу дьяволу продам за ночь с тобой». Я когда ее услышал, меня настолько поразили эти ужасные слова…Я услышал эту песню на базаре, шел, и она там играла. Я прислушался. Такая музыка красивая, такой красивый голос, и вдруг такие слова!!! Меня как будто по голове чем-то ударило. Я был ужасно возмущен. Я приехал к себе домой, в село. А там в пятницу вечером люди идут в клуб, там танцуют, выпивают, а потом идут обратно по улице возле моего дома и поют песни. И когда я услышал, как молодые девчонки пели «я душу дьяволу продам за ночь с тобой…», я настолько расстроился, что сел и написал песню «Анти-Эсмеральда». Слова написал. Но спеть я ее не могу, потому что у меня такого голоса нет, Бог не дал мне такого высокого голоса, как там, в этой песне. Я начал искать человека, который смог бы ее спеть. Сначала спел ее Павел Режук – не то получилось. Потом пробовал Коля Гнатюк. Тоже не получилось. Я уже думал, что ничего с ней не получится. Когда пришел ко мне один человек (он сейчас батюшка, а раньше Александр Клименко). Мы пошли в студию, у  него прекрасный голос. Сам спел ее за полчаса. Все партии сам пропел. И сейчас есть такая песня, она массово слушается.

Надежда: А в церкви Вы поете?

-Нет, в церкви я не пою. В церкви я служу. Бывало, в монастырях, когда служба кончилась. Но, как правило, мы выбираем другие помещения.

ФОТО БУНОВСКИЙ Константин
 

Оля: Как Вам удается сочетать службу в церкви и гастроли?

-Главная моя задача – это служение. Поэтому, литургии я стараюсь никогда не пропускать.

В завершении встречи отец Сергий (Киселев) вручил грамоту и благословение Митрополита Киевского и Всея Украины, предстоятеля Украинской православной церкви (Московский патриархат) Владимира корреспонденту «КП» Юлии Домашевой за старательные труды на славу Святой Церкви, а также исполнил одну из своих песен.